Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Смирение
------ Страница 24 ------

Смирение - Страница 24

сказал, как мы можем преодолеть майю: постоянно занимать свой ум и чувства в преданном служении. Праздный ум — кузница дьявола. Поэтому мы должны стараться, трудиться.

тани сарвани самйамйа

йукта асита мат-парах ваше хи йасйендрияни

тасйа праджна пратиштхита

«Того, кто, отстранив чувства от материальных объектов, держит их в повиновении и сосредотачивает ум на Кришне, называют человеком с устойчивым разумом» (Б.-г., 2.61).

Харидас Тхакур, даже когда сама Майя приходила, чтобы соблазнить его, не был обеспокоен, потому он всегда держал свой ум сосредоточенным на Кришне, повторяя святые имена:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Итак, у нас осталась последняя тема — смирение. Олицетворением смирения является Санатана Госвами. Об этом мы поговорим на другой лекции...

Качества вайшнава. Часть 2

24 февраля 2002 г., Пуна, Индия

Харе Кришна!

Я очень благодарен за то, что сегодня снова могу обращаться к вам.

Вчера мы говорили на очень важную тему — о четырех качествах вайшнава и о том, как Господь Чайтанья учил этим качествам на примере четырех Своих особо уполномоченных преданных. Он учил простоте через Дамодару Пандита, терпению — через Шрилу Харидаса Тхакура, как нужно управлять умом и чувствами — через Шрилу Рамананду Рая. И Он учил смирению через Шрилу Санатану Госвами. Эти великие преданные проявили эти качества так, как могли сделать только они.

Преданный по природе смиренен. Он никогда не стремится занять высокое положение или подражать великим личностям. Преданный со всем своим смирением хочет следовать по стопам великих людей.

Сегодня мы поговорим о качестве смирения так, как Шрила Прабхупада объяснял его, а также о разных аспектах, которые составляют смирение преданного. Очень важно понять эту тему. Возможно, во всем творении это самая важная тема...

Бхакти и смирение неразрывны. Как неотъемлемым природным качеством сахара всегда является сладкий

вкус, а воды — текучесть, так и неотъемлемым качеством того, у кого есть преданность, является истинное смирение. Это одна из самых трудных эзотерических тем, потому что концепция смирения буквально превосходит все законы материальной природы. Мирским разумом ее невозможно понять. Истинное смирение может быть осознано только по беспричинной милости Верховной Личности Бога.

Есть смирение ложное и настоящее, и между ними есть искреннее желание, стремление обрести истинное смирение. Когда мы ведем себя смиренно и думаем, что мы очень смиренны, то мы начинаем гордиться своим смирением и считать себя лучше, чем другие. Мы думаем: «О, этот человек очень горд! Лучше посмотрите, как я говорю, как я веду себя — я очень смиренный». Такое мышление означает, что мы стали жертвой ложной гордости. Это противоречит принципу истинного смирения. Истинное смирение — это естественное состояние сознания. Истинное смирение проистекает из чистоты сердца. Мы, как садхана-бхакты, должны практиковать принцип смирения с настоящим искренним желанием обрести истинное смирение. Поступая так, мы можем получить милость Господа, духовного учителя и вайшнавов —и тогда мы сможем по-настоящему осознать, что такое смирение.

Нам доводилось видеть преданных, которые соревнуются друг с другом, желая доказать, кто из них более смиренен. Иногда они делают это на словах, иногда пытаются доказать это делом: кому удастся собрать больше пыли со стоп вайшнавов, тот более смиренный; а кому удастся при этом сломать больше ног —

тот абсолютный чемпион... Конечно, все эти чувства хороши, но при условии, что у человека правильные мотивы. Идеал, к которому мы должны стремиться, должен стать сутью нашего характера. Может быть, у нас еще нет того, к чему мы так стремимся, — великого истинного смирения и преданности. И если мы будем притворяться, демонстрируя свое «смирение» и «преданность», в расчете заработать таким образом почет и уважение, то тогда нам потребуется очень много времени. Но, если мы действительно чувствуем, что у нас ничего нет, но мы стремимся к этому и просим, умоляем, выпрашиваем — только тогда это даруется нам.

Противоположности притягиваются... Допустим, магнетизм. Что такое магнетизм? Это свойство предметов притягиваться друг к другу. Возьмем, к примеру, кусочек металла из чистого (без примесей) железа- он сразу же притянется к магниту. Но если металл с примесями, то, несмотря на железо, содержащееся в этом сплаве, которое потенциально должно было бы притянуться, этот металл не будет притягиваться, потому что он «грязный».

Мы обнаруживаем, что отрицательный полюс магнита притягивает положительный, а положительный притягивает отрицательный. Кришна — всепривлекаю-щий. Он является Верховным Великим Существом. Если мы думаем, что мы великие, то мы лишь дальше отдаляемся от Кришны. Если мы думаем, что мы незначительны, просто ничтожество — мы естественно привлекаемся к Кришне. Что же отделяет нас от Кришны? Самая тонкая из всех материальных обусловленностей покрывает нашу чистую любовь

к Кришне. Это аханкара, ложное эго. Все остальные оболочки материального существования держатся на ложном эго. И что такое ложное эго? —«Я хочу, чтобы меня уважали! Я хочу, чтобы меня почитали! Я хочу обрести! Хочу владеть!.. Почему? Потому что я — наслаждающийся!» Все материальное творение основывается на фундаменте ложного эго. Если ложное эго разрушается, исчезает вся наша материальная обусловленность. Если мы будем делать что-либо, например, контролировать свои чувства или жить в бедности, ничего не имея,— но если при этом

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22