Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Смирение
------ Страница 25 ------

Смирение - Страница 25

мы будем думать, что мы великие садху, потому что делаем это, — то мы по-прежнему будем оставаться крепко-накрепко связанными материей. Смирение в истинном понимании означает освобождение от влияния ложного эго. Джанасйа мохо Нам ахам мамети (Бхаг., 5.5.8). Ложное эго означает «я владелец, я тело, я наслаждающийся». Но истинное эго означает «я —вечная душа; я часть Кришны; я вечный слуга Кришны — дживера сварупа хайа — кришнера нитйа-даса (Ч.-ч., Мадхья, 20.108), и у меня нет никаких притязаний, нет никакого положения, нет никаких желаний, кроме служения Ему».

Самое трудное в этом материальном мире —быть по-настоящему смиренным. И мы будем проходить испытания. Кришна все устроил именно так, чтобы разрушать наши эгоистические наклонности через разные страдания, чтобы мы действительно стали смиренными. Но невозможно усвоить урок, не общаясь с великими душами, которые действительно осознали значение смирения. Шрила Прабхупада объясняет, что все знание

берет свое начало от истинного смирения. Без смирения вы — невежда.

О каком знании здесь говориться? О гьяне и вигьяне, [теоретическом] и действительном понимании. То есть, все можно познать благодаря интеллектуальным способностям. Прабхупада говорит, что некоторые люди обладают развитым интеллектом — но это все приходит по карме, это не истинное знание. Истинное знание находится в сердце.

Когда мы применяем теоретическое знание в своей жизни, мы получаем осознание, опыт. Теоретическое знание не может изменить сердце до тех пор, пока не будет смирения. Поэтому, самое начало духовной науки — стать смиренным. Шрила Бхактисиддханта Сара-свати Тхакур говорит, что без смирения трансцендентное знание невозможно. И Господь дает нам множество примеров тому...

Мы будем говорить о разных аспектах смирения на примерах жизни великих душ. Господь Чайтанья Махапрабху — Сам Кришна, но Он играл роль Своего преданного. Почему? Чтобы научить нас тому, как должен жить преданный. Поэтому понимание всех принципов знания продемонстрировали преданные Господа Чайтаньи, которых Он уполномочил на это.

Какова квалификация Арджуны? Пока он думал, что знает, как решить вставшую перед ним проблему, Кришна молчал. Мы видим, в первой главе «Шримад Бха-гавад-гиты» говорит, в основном, Арджуна, а Кришна просто терпеливо ждет —как в примере с двумя птицами на дереве, описанном в Упанишадах: одна птица наблюдает, а другая пытается решить проблемы жизни.

Проблема в том, что мы хотим быть счастливыми. Иногда в материальном мире мы едим плод, от которого страдаем, иногда —от которого чувствуем счастье. Но внутри у нас остается ощущение неудовлетворенности, и Параматма-птица ждет, пока мы повернемся к ней...

Несмотря на то, что доводы Арджуны были основаны на шастрах, на верном социальном понимании системы варнашрамы, он окончательно разочаровался во всех своих спекулятивных идеях. Все то, что он сказал, было верно, но его отношение не было смиренным, не было покорным — поэтому он пришел к выводу: «Я ничего не знаю». Чем больше вы думаете, что знаете, тем меньше сможете научиться чему-то. Чем меньше вы думаете, что понимаете, тем больше сможете понять. Поэтому величайшие ученые в духовной науке чувствуют, что ничего не знают, и просто пытаются стать смиренными инструментами.

Арджуна стал по-настоящему смиренен, настолько смиренен, что у него рот пересох, все тело побледнело и задрожало, слезы потекли из глаз, и он сказал: карпанйа-дошопахата-свабхавах приччхами швам дхарма-саммудха-четах — «Кришна, я не знаю ничего! Я не знаю, что нужно делать, и что не нужно. Я в полном замешательстве. Отныне я Твой ученик, Ты мой духовный учитель — пожалуйста, наставляй меня!» (Б.-г., 2.7). И это не было формальностью, это не было праздным любопытством. Он был в отчаянии —для него это было вопросом жизни и смерти. Мы должны хотеть слушать великие души, ясно осознавая положение, в котором находимся: мы тонем в этом океане

материального существования! Мы должны учиться у них —и это вопрос жизни и смерти для нас. Вот так мы должны обращаться к духовному учителю.

Конечно, вы можете демонстрировать людям, что вы — очень великий пандит, великий ученый, и достигли духовных высот. Ие йатха мам прападйанте тамс mamxauea бхаджамй ахам (Б.-г., 4.11). Кришна наградит вас соответственно: Он сделает вас известным ученым; у вас будут миллионы последователей, которые будут касаться ваших стоп; вам будут подносить дак-шину, вы будете получать разные подарки — но внутри вы будете оставаться последним нищим.

Кришна сказал Арджуне:

тат виддхи пранипатена

парипрашнена севайа упадекшйанти те джнанам

джнанинас таттва-даршинах

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину» (Б.-г., 4.34). Это начало знания. Сначала вы должны стать смиренным и покорным. Что значит быть покорными? Это не просто искусственно что-то показывать — ни в каких бхакти-шастрах не говорится об искусственном шоу. Нет, это состояние сердца. Мы должны действительно стать покорными, смиренными, считая себя ниже других, а других выше себя. Мы не должны ослепляться материалистическими взглядами... Ар-джуна был великим воином, великим царем, близким другом Верховной Личности Бога. Но Кришна ничего

не говорил ему до тех пор, пока Арджуна не почувствовал себя очень незначительным. Когда вы чувствуете, что вы незначительны, вы становитесь смиренны. И это —начало...

Один преданный сказал Шриле Прабхупаде: «Шри-ла Прабхупада, я

Навигация:

Страница 27
Страница 26
-- Страница 25 --
Страница 24
Страница 23