Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 21

сати алакшйа лакшанабхиджна самапрччхач чхучи-смита

«Увидев светящееся от радости лицо брахмана и его спокойные движения, целомудренная Рукмини, которая отлично разбиралась в людях, с невинной улыбкой стала расспрашивать его».

В «Шримад-Бхагаватам» описывается другой интересный случай. Это история Анируддхи и Уши.

«В скором времени на теле Уши появились признаки, по которым можно было понять, что она общается с мужчиной. Они были так очевидны, что ее поступки уже нельзя было ни от кого скрыть. В обществе Анируддхи Уша была всегда весела и счастье ее не знало границ. Управительница дворца и стража легко догадались, что Уша общается с мужчиной, и, не ожидая дальнейшего развития событий, известили обо всем своего господина, Банасуру. В ведические времена незамужняя девушка, вступившая в связь с мужчиной, становилась величайшим позором для семьи, поэтому те, чьим заботам была вверена Уша, осторожно сообщили своему господину, что у нее появились признаки постыдной связи. Стражницы уверяли хозяина, что никогда не пренебрегали своими обязанностями: днем и ночью оии неусыпно охраняли дворец так, что туда не мог проникнуть ни один мужчина. Они были так осторожны и бдительны, что никто из мужчин не мог даже видеть того, что происходило во дворце, и потому недоумевали, как Уша утратила свою чистоту. Не находя причины этого, они доложили обо всем своему хозяину» (Кришна, Верховная Личность Бога, глава 62).

Женщина, общаясь с мужем или отцом, чувствует себя защищенной, счастливой и умиротворенной. Если она не находится под защитой или опекой, проявляется ее непостоянство, эмоциональность и беззащитность. Также проявляются признаки влияния определенных гун природы до замужества и в браке. Это помогло стражницам Уши оценить ситуацию. Хотя интуиция может помочь нам в оценке ситуации, изучение влияния гун природы полезно для наблюдения лакшана-нимитты.

Господь Кришна обучает науке о трех гунах материальной природы Арджуну в «Бхагавад-гите», а также Уддхаву в «Шримад-Бхагаватам».

Для лучшего понимания представим это знание в виде таблицы. Основное содержание таблицы — влияние гун природы на определенные виды деятельности и материальные объекты, например пищу.

Гуны материальной природы, упомянутые выше, часто смешиваются в человеке или объекте, подобно тому как из трех основных цветов (красного, зеленого и синего) можно получить все остальные цвета и оттенки.

Под влиянием определенной комбинации гун человек склонен заниматься деятельностью, соответствующей его характеру Например, Господь Кришна не советовал Арджуне покидать боле битвы, так как воинское дело было его предписанной обязанностью. Арджуне надлежало исполнять свой долг и стать инструментом в руках Господа, который хотел осуществить Свой трансцендентный замысел.

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна советует возвыситься над влиянием гун природы, исполняя предписанные обязанности, которые согласуются с преобладающей природой человека. Чтобы подняться на гунами природы, надо заниматься чистым преданным служением, и такое чистое преданное служение

САТТВА-ГУНА- ЛАКШАНА РАДЖА-ГУНА- ЛАКШАНА ТАМА-ГУНА- ЛАКШАНА

ПИЩА (Б.-г„ 17.8-10) Сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу пища (лактовегетариан-ская диета) Чрезмерно горькая, кислая,соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища Пиша, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков

ПОКЛОНЕНИЕ (Б.-г., 17.4) Поклоненне полубогам Отсутствие поклонения (атеизм) Поклонение духам и привидениям

КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Б.-г., 14.6-17; Бхаг., 11.25.5) Деятельность из чувства долга, без ожидания вознаграждения; стабильность и уравновешенность при исполнении долга Деятельность, подпитываемая бесконечными желаниями и алчностью; деятельность ради материальной выгоды, совершаемая из гордости или ради тщеславия Деятельность, в основе которой безумие, лень и сон; не приносящая никому блага, без соблюдения правил и предписаний, без веры (с сомнениями)

САТТВА-ГУНА- ЛАКШАНА РАДЖА-ГУНА- ЛАКШАНА ТАМА-ГУНА- ЛАКШАНА

АСКЕЗА (Б.-г., 17.17-19) Аскеза, совершаемая с трансцендентной верой, без стремления к материальным благам, ради удовлетворения Всевышнего, с отречением от чувственного удовлетворения Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей (такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго) Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим

ПОЖЕРТВОВАНИЯ (Б.-г., 17.20-22) Пожертвование, которое делается из чувства долга, а ие в расчете иа вознаграждение, которое делается в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем 1 насладиться его пло-дами или же сделан- 1 ное неохотно 1 Пожертвование, совершенное в нечи- i стом месте, в неуроч-ное время, отданное недостойному чело-веку или сделанное без должного внимания и уважения 1

* Б.-г. — «Бхагавад-гита», Бхаг. — «Шримад-Бхагаватам».

Глава 3. Категории нимитты ________Раздел 4. Лакшина- ивьянОжаНд.нимиттп

может соответствовать духу предписанных обязанностей. Даже если такая деятельность несовершенна, не стоит искусственно отказываться от нее (Бхагавад-гита, 18.45—48).

Более общая классификация, основанная на преобладающем влиянии определенной комбинации гун природы в человеке, называется варной. Как гласит «Бхагавад-гита» (4.13), четыре варны были сотворены Самим Господом Кришной.

Наблюдая влияние гун природы и наклонности к определенному типу деятельности, можно определить варну, к которой принадлежит человек (независимо от рождения). Это правило применимо к мужчинам. Что касается женщин, хотя они в равной степени подвержены влиянию гун материальной природы, они относятся к стри-варне, и в священных писаниях дается перечень их обязанностей. Четыре варны мужчин следующие: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Перечислим обязанности мужчин в соответствии с их варной в таблице для удобства запоминания. Такое описание поможет вам легко определить варну.

Смысл этой естественной классификации — помочь индивидууму, а также всему обществу

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19