Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 22

прогрессировать и выйти за пределы влияния гун материальной природы.

Шрила Бхактивииода Тхакур в своей книге «Бхактьялока» объясняет этот момент следующим образом: «Критерием принадлежности к той или иной варне является не происхождение человека, но его качества.

йасйа йал лакшанам проктам пумсо варнабхивйанджакам йод анйатрапи дришйета тат тенаива винирдишет

„Если человек проявляет признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, как описано выше, в какой бы семье он ни родился, его следует принимать в соответствии с качествами, которые ему присущи" (Шримад-Бхагаватам, 7.11.35).

В комментарии Шридхара Свами пишет: „Главные признаки брахманов — это присущие им качества (такие, например, как умиротворение), но вовсе не происхождение. Если эти главные качества присутствуют в человеке, который не рожден в семье брахманов, его полагается считать брахманом. Нельзя причислять его к той касте, в которой он родился". Необходимо следовать варнашрама-дхарме. Часто она полезна и для преданного служения».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей книге «Брахман и вайшнав» пишет следующее: «Прежде чем устанавливать принадлежность человека к определенному классу, надо дать ему возможность очиститься с помощью десяти очистительных процессов, заняться изучением Вед и шестью видами деятельности, начиная с поклонения и обучения поклонению, научиться правильно вести себя, привязаться к духовному учителю, вкушать остатки его пищи, соблюдать обеты и быть правдивым. Но если у брахмана, который прошел десять очистительных процессов, проявляются признаки вайшьи или шудры, он должен либо перестать считаться чистым, либо заняться работой вайшьев — это будет честно. Поступить иначе — значит стать себялюбцем и проявить неспособность в исполнении указания писаний».

Может возникнуть резонный вопрос: кому дано право определять, чем заниматься человеку? Ответ: это может сделать гуру в гурукуле или родители, которые должны занять индивидуума определенной деятельностью в соответствии с естественными наклонностями последнего. Предполагается, что человек получит соответствующее его природе образование.

Перечислим в таблице лакшана-нимитты для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. На этом мы завершим настоящий раздел книги.

Так заканчивается описание лакшана- и вьянджана-ни-митты в связи с внешностью человека и влиянием гун материальной природы.

ВАРНА

БРАХМАН КШАТРИЙ

(Бхаг., 7.11.21) (Бхаг., 7.11.22)

КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СВАБХАВА-ГУНА-КАРМА-ЛАКШАНА)

1. Занимается деятельно- 1. Проявляет влиятельность

стью, держа при этом в узде н отвагу в спорах, командной

ум и чувства. работе и в сражении.

2. Добровольно перено- 2. Проявляет физическую

сит неудобства ради личного и ментальную силу лидера.

и общественного блага. 3. Сохраняет самооблада-

3. Поддерживает внешнюю ние; при выборе стратегии

и внутреннюю чистоту. не руководствуется собствен-

4. Терпимо относится к беспо- ной прихотью.

койствам, причиненным дру- 4. Проявляет энергичность,

гими во время совершения бросает вызов.

деятельности. 5. Щедро раздает дары

5. Не теряет умиротворения, и пожертвования.

когда деятельность приносит 6. Контролирует потребно-

ему честь или бесчестье. ститела.

6. Ведет простой образ жизни. 7. Проявляет

7. Стремится к знаниям, снисходительность.

чтобы укрепить разум. 8. Имеет веру в указания

8. Выражает сострадание духовного наставника (гуру).

и милосердие. 9. Является правдивым.

9. Является правдивым. 10. Всегда сохраняет вооду-

10. Считает себя вечным слугой Верховного Господа. шевлеииое настроение.

НАИБОЛЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЛАКШАНА

Умиротвореииость. Склонность вести за собой, управлять и отдавать приказы.

Бхаг. — «Шримад-Бхагаватам».

ВАРНА

ВАЙШЬЯ ШУДРА

(Бхаг., 7.11.23) (Бхаг., 7.11.24)

КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СВАБХАВА-ГУНА-КАРМА-ЛАКШАНА)

1. Предан полубогам, гуру и Верховному Господу Шри Вишну. 2. Прилагает усилия на пути дхармы (религиозности), артхи (экономического развития) и камы (удовлетворения чувств). 3. Использует знания, умения и навыки, чтобы получить прибыль в бизнесе, производстве молочных продуктов и животноводстве. 4. Имеет веру в слова духовного учителя. 5. Имеет веру в слова священных писаний. 1. Выражает покорность. 2. Соблюдает чистоту. 3. Имеет настрой на служение. 4. Проявляет честность. 5. Предлагает результаты деятельности Верховной Личности Бога. 6. Зарабатывает средства к существованию честным трудом. 7. Является правдивым. 8. Защищает животных (коров). 9. Защищает тех, кто руководит обществом.

НАИБОЛЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЛАКШАНА

Умение извлекать прибыль. Зависимость от других.

Бхаг. — «Шримад-Бхагаватам».

РАЗДЕЛ 5. СВАРОДАЯ

Дыхание — основа жизни! Обычно мы не созиаем, как дышим, но в дыхании сокрыта целая наука нимитта-гьяны.

Рассмотрим терминологию свародаи. Слово свара означает музыкальные ноты. Вдох называется шваса (или пурака),

выдох — ушваса (или речака). Вместе цикл дыхания называется швасочхваса. Свара обозначает цикл швасочхвасы от одной ноздри к другой. Момент переключения вдоха на выдох называется удая (медленный вдох через одну ноздрю сменяется выдохом через другую ноздрю).

Свародая обозначает цикл швасочхвасы от одной ноздри к другой.

Заметим, что периодические вдох (шваса, или пурака) и выдох (ушваса, или речака) не происходят одновременно через обе ноздри.

Дыхание циклически осуществляется через левую ноздрю, правую ноздрю и иногда через обе ноздри. Этот цикл существует непрерывно, и иногда кажется, что в дыхательных путях есть тонкая мембрана, разделяющая вдох и выдох. Но это не так: физических различий не существует.

Чтобы понять, как и почему наличествует этот цикл, что он означает и какое отношение имеет к нимитта-гьяне, мы рассмотрим некоторые философские и физиологические аспекты. Наше описание основано на двух произведениях: «Тантра-са-ра-санграхе» Шрилы Мадхвачарьи и «Харикатхамрита-саре» Шрилы Джаганнатхи даса.

Разберем следующие темы:

1. Мукхья-прана.

2. Нади и чакры.

3. Хамса-джапа.

4. Метод осознания цикла, или свары.

5. Свара-нимитты.

Упомянутые выше произведения подробно описывают концепцию нади, роль Верховного Господа в облике Параматмы, роль Мукхья-праны, или владыки Пранаваю и всех полубогов, и, наконец, познание духовной души.

Мукхья-прана

Цель свародая-гьяны — осознать, что джива — ашватан-тра (не независимая) и полностью зависит от Хари и Ваю. Философия ачинтья-бхедабхеда указывает на единственное незначительное проявление независимости дживы — крошечный разум, в основе которого лежит желание изменений.

Осознав Шри Хари (свароттама, или Верховная Личность Бога), Ваю (дживоттама, или лучшая из джив) и вселенский план, частью которого является сама джива, человек может познать нимитты через свародаю.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.11.44) Господь Кришна говорит:

вайау мукхйа-дхийа (итй) йаджета мам

«Мне, пребывающему в

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20