Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 24

можно поднимать от одной чакры к другой, нанося урдхва-пундру, или знаки тилаки, на тело. Процесс нанесения урдхва-пундры («знака, направленного вертикально вверх») поднимает вверх жизненную

8 Науке о приметах

силу. Но главная причина, почему мы должны украшать тело урдхва-пундрой, заключается в том, что это удовлетворяет Шри Кришну, Параматму. Процесс поднятия праны с помощью разных видов пранаямы (пураки, кумбхаки и речаки) объяснен в «Шримад-Бхагаватам» (11.14.34) Господом Шри Кришной в Его наставлениях Уддхаве. Метод пранаямы рекомендуется перед повторением гаятри-джапы в три-сандхью (три раза в день — период, когда ночь сменяется утром, утро сменяется днем и день переходит в ночь).

Таким образом, чакры тесно связаны с нади как их источник и со сварой. Это знание поможет нам перейти к следующей теме — хамса-джапе.

Хамса-джапа

Как было сказано, Мукхья-прана является основой свасочхваса-крии. Сам Мукхья-прана повторяет хамса-джапу, или святые имена, даем и ночью. Это божественное повторение, или джапа, также называется аджапа-джапа. Это означает, что даже если джива добровольно не повторяет джапу, ее повторяет Мукхья-прана.

Эта джапа называется хамса-джапой, потому что одно из бесчисленных имен Верховного Господа — Хамса. Мукхья-прана делает это, совершая пураку (вдох) и речаку (выдох). Выполняя пураку, Мукхья-прана произносит слогсаха, а выполняя речаку — снос хам.

Обычно один цикл швасочхваса-крии длится 4 секунды. 360 шваса-крий приходится на каждый гхалиге (24 минуты): (24х60)/4= 360.

За один день совершается 60 гхалиге. Итого, в день хамса-джапа повторяется: 360x60 = 21600 раз. Мукхья-прана повторяет 648000 хамса-джап за месяц (21 600x30). За один год (648000х 12) получается 7776 000, а за один аю (100 лет) —777600000.

Йоги используют это знание, чтобы увеличить свою продолжительность жизни, занимаясь пранаямой, которая замедляет хамса-джапу. Для бхакти-йога это происходит неосознанно, когда он повторяет харинама-джапу вместе с хамса-джапой. Об этом пойдет речь далее.

Те, кто сознают его за хамса-джапу, которая, по сути, является поклонением Хамса-Параматме, или Сверхдуше, выражают признательность Мукхья-пране. Благодаря служению Мукхья-праны всемилостивый Господь дарует Свой даршан дживам, подобно тому как Он даровал милость Судаме Випре. Того, кто постоянно воспевает славу Хамса-Параматмы вместе с Мук-хья-праной, повторяя шестнадцатислоговую махамантру (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе // Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе), называют парамахамсой.

По воле Параматмы Мукхья-прана побуждает таттва-бхи-мани деват поддерживать функции нашего грубого тела, формирующие восприятие дживы. Параматма перемещается по левой и правой стороне грубого тела вместе с таттва-бхимани деватами на Своем носителе Гаруде. Параматма, сидящая на Гаруде, исполнена гьяны и ананды, Она побуждает дживу действовать.

Сварупа-деха, или изначальное духовное тело души (дживы), очень маленькое. Параматма пронизывает эту фрагментарную сварупа-деху в Своей форме бимба.

Свародая

Обсудив концепции швасочхвасы, Мукхья-праны, нади и чакр, хамса-джапы и Сверхдуши — Шри Кришны-Параматмы, приступаем к изучению свародаи.

При изучении свародаи важно понять, что джива не контролирует свару (цикл дыхания), но Шри Кришна-Параматма

и Мукхья-прана контролируют свару. Поэтому единственное значение свародаи — проявлять нимитту, то есть указывать на желания Шри Хари и Ваю и давать через это наставления душе.

Даже мудрые люди иногда считают себя «совершающими действия» {карта)* и падают в колодец невежества. Поэтому нимитта-гьяна помогает нам понять, что мы можем быть только нимитта-матрой (инструментом), и изучение свародаи поможет нам это осознать.

Метод познания свары

В практическом плане человек должен понять, как проявляется ида, пингала и сушумна. Если цикл швасочхвасы начинается с левой ноздри, это указывает на ида-свару. Если из правой ноздри, то на пигала-свару. Если участвуют обе ноздри, проявляется сушумна-свара.

Чтобы почувствовать свару, зажмите одну ноздрю пальцем и понаблюдайте, функционируют ли свободно процессы пурака иречака. Сделайте то же самое с другой ноздрей. На той стороне, где дыхание не встречает препятствий, находится свара. Если обе ноздри свободны, имеет место сушумна-свара.

Описание свародаи можно найти в «Гаруда-пуране»: Господь Шива рассказывает эту науку своей супруге Парвати-деви.

Современные ученые установили, что функции ида- и пин-гала-свары проявляются в деятельности симпатической и парасимпатической нервных систем, а также в работе левого и правого полушарий мозга. Ида обозначает Чандру, или Луну, поэтому чандра-свара расслабляет. Пингала обозначает Сурью, или Солнце, которое проявляет силу и активность.

Нимитта-гьяна на основе свародаи предсказывает результаты или интерпретирует результаты деятельности.

* Бхагавад-гита, 3.27.

Если чандра-свара (ида-свара из левой ноздри) свободно функционирует при совершении следующих действий: принятие решений; заключение брака; создание архитектурного плана; начало путешествия (особенно далекого); назначение лекарства; выбор карьеры; планирование того, что будет иметь долгосрочные последствия; дальновидное мышление (долгосрочное планирование); покупка или заказ драгоценностей; тщательное изучение предмета; любая научная или творческая деятельность; изучение писаний; ягья; строительство храма; выкапывание колодцев, прудов; установление Божеств; работа или служение; посев семян; видьярамбха (начало учебы), — это благоприятный знак, сулящий успех во всех этих видах деятельности.

Как правило, чандра-свара считается благоприятной при совершении таких видов деятельности, как строительство, заключение выгодных сделок, долгосрочное планирование и творчество.

Если сурья-свара (пингала-свара из правой ноздри) свободно функционирует при совершении следующих действий: применение физической силы, вдохновение на подвиг, нападение, объявление вызова, сражение, борьба с препятствием, бескомпромиссный спор или спор на злободневную тему, гарбхадхана-самскара, усердный труд, — это благоприятный знак, сулящий успех во всех этих видах деятельности.

Если сушумна-свара свободно функционирует при совершении следующих действий: мантра-джапа, арчана (поклонение Божеству) и другие виды духовной

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22