Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 23

воздухе, поклоняются посредством знания о том, что прана, жизненный воздух, суть главный среди элементов».

Прана — жизненная сила —называется прана-ваю. Именно прана-ваю наполняет грубое тело жизнью. Цикл шва-сочхвасы — это вдох и выдох Ваю. Есть пять (панна) Ваю, или видов праны. Отсюда слово панча-прана.

Пять видов Ваю следующие: прана-ваю, апана-ваю, вья-на-ваю, самана-ваю и удана-ваю.

В «Веданта-сутре» (2.4.7.11) Шрила Баладева Видьябхушана объясняет, что главные Ваю — это прана-ваю и удана-ваю.

Рассмотрим эти моменты более подробно.

В «Шримад-Бхагаватам» (2.10.14) сказано, что различные полубоги управляют функцией частей грубого тела, а также тонкого тела. Эти правящие полубоги известны как таттва-бхимани деваты. Существует 24 таттвы (перечислены в таблице ниже), и каждой таттвой ведает определенный полубог, или девата. Способность управлять дается Параматмой,

или Сверхдушой, а высшей деятельностью является служение Параматме. Во главе всех таттва-бхимани деватов стоит Мукхья-прана, или прана-ваю (Шримад-Бхагаватам, 2.10.17). Поэтому Мукхья-прану называют дживоттамой, или дыханием жизни (Шримад-Бхагаватам, 2.10.15).

24 таттвы:

Стхула-таттвы (грубые таттвы) Кол-во Сукшма- таттвы (тонкие таттвы) Кол-во

Гъянендрии 5 Авьякта- таттва 1

Кармендрии 5 Аханкара- таттва 1

Панчабхуты 5 Буддхи- таттва 1

Пататанматры 5 Манас- таттва 1

Сложив количество таттв, получим следующее: (5х4)+(1х4)=24 таттвы.

В «Чхандогья-упанишад» Господь Брахма рассказывает интересную историю, которая описывает положение Мукхья-праны как дыхания жизни. Шрила Баладева Вндьябхушаиа приводит эту историю в своем комментарии к «Веданта-сутре»: «Однажды между чувствами завязался спор. Каждое чувство говорило: „Я лучшее". Затем они подошли к своему отцу Господу Брахме и спросили его: „Господин, которое из нас самое лучшее?" Брахма ответил: „То чувство, уход которого вызывает смерть тела, является самым лучшим".

НО

Голос покинул тело и не возвращался в него целый год. Когда он вернулся, то спросил: „Как ты, тело, жило без меня?“ Хотя тело не могло говорить, оно продолжало дышать праной, видеть глазами, слышать ушами и думать умом. Затем голос снова вошел в тело.

Глаза покинули тело и не возвращались в него целый год. Когда они вернулись обратно, то спросили: „Как ты, тело, жило без нас?“ Хотя тело не могло видеть, оно дышало праной, разговаривало голосом, слышало ушами и думало умом. Затем глаза снова вошли в тело.

Ум покинул тело и не возвращался целый год. Когда он вернулся, то спросил: „Как ты, тело, жило без меня?" Хотя тело было не в состоянии думать, оно могло дышать праной, разговаривать голосом, видеть глазами и слышать ушами. Затем ум снова вошел в тело.

Когда прана собралась покидать тело, она начала забирать с собой все чувства. Она была похожа на одержимую лошадь, вырывающую столбы, к которым была привязана. Тогда все другие чувства стали умолять прану: „Не уходи, пожалуйста, оставайся с нами. Ты лучшая среди нас“».

Из этой истории можно понять, что Мукхья-прана — не только главный полубог, управляющий жизненной силой или движениями прана-ваю в нашем теле, но и самый главный элемент. Все другие правящие полубоги, как и Мукхья-прана, служат Параматме в Ее миссии исправления духовной души. Сама Параматма пребывает в лучезарном образе внутри Мукхья-праны.

Нади и чакры

Мы обсудили важное положение прана-ваю, или Мукхья-праны, в космической иерархии таттв. Теперь рассмотрим концепцию нади. ‘

Ранее было упомянуто о цикле дыхания от одной ноздри к другой. Этот цикл возможен благодаря нади (или энергетическим каналам в теле). Чакры, или энергетические центры, связаны с нади.

Шрипада Джаганнатха дас в своей «Харикатхамрита-саре» пишет, что в теле находятся 72 тысячи нади. 36 тысяч выходят из главного нади под названием ида-нади и расходятся по левой стороне тела, и 36 тысяч выходят из другого главного нади под названием пингала-нади и расходятся по правой стороне тела. Нади, рассредоточенные на правой стороне тела, называются мужскими нади, или пуруша-нади, а находящиеся на левой стороне тела — женскими нади, или стри-нади. Мукхья-прана пронизывает правосторонние нади, а его супруга Бхарати-деви — левосторонние нади.

Господь Брахма и другие полубоги пребывают в описанных выше 72 тысячах нади и занимаются служением (в форме своих экспансий) в миссии Параматмы, которая сопровождает и исправляет духовную душу. Полубоги медитируют на бесконечно благие достоинства Параматмы, или Сверхдуши, которая перемещается по нади вместе с Лакшмидеви.

Нади в нашем теле (стхула-дехе) переплетаются подобно нитям ткани. Они пронизывают наше грубое тело слева направо, сверху вниз. Из 72 тысяч нади шесть нади наиболее важны, а из шести нади самыми важными являются три. Три самые важные нади следующие: ида, пингала и сушумна. Ида-, пингала-и сушумна-нади исходят из муладхара-чакры. Эти чакры являются энергетическими центрами. Краткий обзор чакр поможет нам медитировать на свара-нимитты.

На пути движения Мукхья-праны есть шесть чакр. Это объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (2.2.20):

набхйам стхитам хридй адхиропйа тасмад удана-гатйораси там найен муних тато ’нусандхайадхийаманасви сва-талу-мулам шанакаир найета

«В процессе медитации преданный должен медленно поднимать жизненный воздух от пупка к сердцу, затем к груди и к основанию неба, отыскав нужные точки с помощью разума».

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «В теле существует шесть центров циркуляции жизненного воздуха, и, погрузившись в медитацию, бхакти-йог должен с помощью разума найти эти центры. К их числу относится свадхистхана-чакра — средоточие жизненного воздуха, — а выше ее, чуть ниже желудка и пупка, находится мани-пуракачакра. Обнаруживая точку, расположенную еще выше, в области сердца, йог достигает анахата- чакры, а поднимая жизненный воздух еще выше, коснованию неба, достигает вишуддхи-чакры».

Жизненную силу, или прана-ваю,

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21