Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 5

в повозки; составление магических квадратов, состоящих из цифр, которые дают одну и ту же сумму во всех направлениях.

51. Дхарана-матрика — умение запоминать, помнить и вызывать в памяти образы вещей без помощи внешних приспособлений или устройств.

52. Сампатьям — резка бриллиантов и других драгоценных камней; [также объясняется как] умение громко читать приятным голосом.

53. Манаси-кавьякрия — умение быстро задавать вопросы и отвечать стихами в уме, что требует большого знания писаний и опыта, а также памятования о различных состояниях одновременно.

54. Абхидхана-кошаха-чандогьяна — умение заменять слова их синонимами, целое предложение — одним словом и т.д. благодаря знанию словаря и самого языка.

55. Криякалпа — распознавание действий и последствий физических явлений, их сочетаний и изменений; планирование дел; умение понимать психику другого человека.

56. Чалитака-йога — умение удовлетворять желания другого человека (желания удовлетворить очень трудно, но если человек желает невозможного, то это желание можно удовлетворить, обуздав его); умение делать из врага друга, а также переносить свойства физического элемента на другие вещи.

57. Вастрагопанани — защита одежды от насекомых, в том числе клещей, от грибка и т.д.

58. Дьюта-вишешаха-акаршакрида — умение играть в различные игры и участвовать в состязаниях в духе соперничества.

59. Бала-криданакани — умение играть с детьми (для детей).

60. Вайджаякинам-видья — умение побеждать соперников в любом состязании.

61. Вьяямакинам-чха-видьянам — выполнение физических упражнений, чтобы сделать тело сильным, гибким и готовым к нагрузкам.

62. Вайнаяки-видьянам — практика дисциплины (яма и нияма) и садачары (безупречного поведения).

63. Вайджаяха — обуздание чувств.

64. Вайталики-видья — пробуждение господина пением; медитация на хамса-джапу* и анахата-наду**.

шуддхй-ашуддхи видхийетесаманешв апи вастушу дравйасйа вичикитсартхамгуна-дошау шубхашубхау дхармартхам вйавахарартхамйатрартхам ити чанагха

«О безгрешный Уддхава, чтобы понять, что в жизни правильно, человек должен отнести объект к соответствующей категории. Так, анализируя религиозные принципы, нужно учитывать, что чисто, а что нет. Подобно этому, в обычной жизни нужно видеть разницу между хорошим и плохим, а чтобы поддерживать тело и душу вместе, нужно отличать благоприятное от неблагоприятного».

Шримад-Бхагаватам, 11.21.3

* Хамса-джапа (хамса-мантра) — непрерывное повторение святого имени Хамса.

** Анахата-нада (анахата-шабда) — это неударный звук, слышимый .4Шката-чакре.

ГЛАВА 1

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ нимитты

Определение нимитты

Вернемся к нашему определению нимитта-гьяны в предисловии. Искусство или наука наблюдения, распознавания и анализа примет или предзнаменований и последующего на основе полученных данных предсказания событий называется нимитта-гьяной.

У каждого из нас были в жизни такие моменты, когда мы интуитивно чувствовали, что скоро произойдет что-то благоприятное или неблагоприятное. Это может случиться в обычный будничный день, или это необычные и знаковые события, которые бывают редко. Такие прозрения могут возникать под влиянием событий, которые мы наблюдаем и насчет которых мы интуитивно чувствуем, что они несут для нас какое-то послание.

Эти приметы и подсказки являются нимиттами (косвен ной или действующей причиной реального события). Сами приметы не производят результат, но, тем не менее, могут значить для нас многое. Если мы не удостоим их внимания, мы не Мем замысла Господа. Мы также не извлечем уроков из п Ствий кармы нашей предыдущей жизни, которые нам преА нройти. Будущее событие можно точно понять и пре

если уметь интерпретировать звуки, жесты и движения животных, состояние нашего тела (подергивание, дыхание и т. д.), движение небесных тел (солнца, луны, звезд, комет и т.д.).

Нимитты — это предзнаменования, говорящие о скором наступлении последствий кармической деятельности. Идущие по пути бхакти-йоги видят в нимиттах проявление воли Шри Кришны, Верховной Личности Бога.

Джьотиша-шастра в некотором смысле является разделом нимитта-гьяны. Джьотиша — это особая форма нимитты, или умение предсказывать события по положению планет в небесной сфере и их астрологическому влиянию. Некоторые исследователи считают нимитта-гьяну отдельной дисциплиной джьотиша-шастры, специализирующейся отдельно на изучении примет.

Благоприятные и неблагоприятные события

Как мы уже говорили, нимитты — это предзнаменования или указания на будущие желательные или нежелательные события. Каждое мгновение в материальном мире происходят события, имеющие особое значение для живых существ.

Все мы — индивидуальные духовные души (атмы). Атма нерожденная, она не страдает. Она вечна. Но мы покрыты материальным телом, состоящим из земли, воды, воздуха, огня, эфира, ума, интеллекта и ложного эго. Через ложное эго мы связаны с грубыми и тонкими материальными оболочками. Наше тело тленно: мы чувствуем, как оно рождается, растет и умирает. После смерти тела нетленная атма переносится в другое тело. Это круговорот рождения и смерти, через который проходит душа, или атма, отождествляющая себя с материальным телом. Скитание души по просторам материальной вселенной продолжается до тех пор, пока она не получает

знание (видью) об истинной цели жизни. Желание наслаждаться и господствовать (авидья)над материальным миром является коренной причиной скитания души в материальном мире.

В «Бхагавад-гите» (13.22) сказано:

пурушах пракриты-стхохи бхункте пракрити-джан гунан каранам гуна-санго ’сйа сад-асад-йони-джанмасу

«Живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром излом в разных формах жизни».

Первой нимиттой (приметой) для нас, скитальцев материального мира, является тот факт, что мы странствуем здесь из-за нашей непрекращающейся связи с тремя гунами материальной природы (благостью, страстью и невежеством).

Мы говорили в предисловии, что материальный мир — это динамично изменяющаяся энергия Верховного Господа, предназначенная для исправления душ, блуждающих в материальном мраке. Истинное благо душа может получить, заняв положение слуги Верховного Господа и занимаясь преданным служением Ему. В

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3