Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 6

этом смысле представление о том, что является благоприятным или неблагоприятным в материальном мире, является всего лишь иллюзией, потому что наше существование здесь основано на ложной концепции наслаждения и господства.

Шрила Прабхупада объясняет в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 4.176): «Тот, кто поглощен иллюзорной энергией Кришны и не понимает Кришну, не способен разобраться, что хорошо для него, а что плохо. Понятия о хорошем и плохом — это плод нашего воображения или просто измышления. У того, кто забыл о том, что он вечный слуга Кришны, возникает

желание наслаждаться материальным миром, строя всевозмож-ные планы. В этот момент одни перспективы начинают казаться ему хорошими, а другие — плохими. В действительности же и то и другое одинаково иллюзорно».

Материальная концепция благоприятного и неблагоприятного — разновидность иллюзии, с которой мы рождаемся под влиянием авидьи.

С духовной точки зрения (то есть с точки зрения души, или атмы, учитывая ее изначальное и безопасное положение вечного слуги Кришны) концепция благоприятного и неблагоприятного также может сослужить добрую службу. Если душа соглашается на духовное оздоровление, ей важно уметь проводить различия между благоприятным и неблагоприятным, греховным и праведным, хорошим и плохим. Это знание помогает ей избежать греха и прогрессировать на духовном пути. В «Шримад-Бхагаватам» (11.21.3) сказано:

шуддхй-ашуддхи видхийете саманешв апи вастушу дравйасйа вичикитсартхам гуна-дошау шубхашубхау дхармартхам вйавахарартхам йатрартхам ити чанагха

«О безгрешный Уддхава, чтобы понять, что в жизни правильно, человек должен отнести объект к соответствующей категории. Так, анализируя религиозные принципы, нужно учитывать, что чисто, а что нет. Аналогично в обычной жизни нужно видеть разницу между хорошим и плохим, а чтобы поддерживать себя, нужно отличать благоприятное от неблагоприятного».

Изучение нимитта-гьяны подходит для духовного прогресса, а ие для мирской иллюзорной материалистической жизни. В этом заключается высшая цель ведического

Нужно отличать благоприятное от неблагоприятного

знания и человеческой жизни. Об этом Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (15.15): ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо — «Цель всех Вед — постичь Меня».

Как использовать науку нимитта-гьяны в духовной жизни? Это значит, что надо овладеть искусством полной зависимости от воли Верховного Господа, стать нимитта-ма-трам, инструментом в Его руках. Это возможно, если принять руководство истинного духовного учителя.

В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.14.11) Шрила Прабхупада объясняет: «Материальное бытие состоит из нежелательных вещей. То, чего мы не желаем, навязывается нам высшей энергией, а мы не понимаем того, что все Нежелательное подвластно трем гунам материальной природы. Когда у человека постоянно дрожат веки, руки и бедра,

это говорит о том, что должно произойти нечто нежелательное. Эти нежелательные события сравнимы с лесным пожаром. Никто не приходит в лес, чтобы устроить пожар, — пожары в лесу возникают сами собой, принося обитателям леса невообразимые несчастья. И как бы люди ни старались, потушить такой пожар невозможно. Пожар может погаснуть только по милости Господа, который посылает облака, проливающие на лес воду. Подобно этому, какие бы планы ни строил человек, он не способен предотвратить нежелательные события. Эти страдания могут исчезнуть только по милости Господа, посылающего Своих истинных представителей, чтобы просвещать людей, спасая их тем самым от всех несчастий».

Универсальность нимитты

В «Бхагавад-гите» говорится, что материальная природа, или пракрити, вечна. Она не ложна, как утверждают философы майявади или имперсоналисты. Материальное творение само по себе является действенной причиной, или нимитта-кара-ной, Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Шри Кришна является также вещественной причиной, или упадана-караной.

Поэтому нимитты, простые подсказки или знамения, также являются вечными феноменами. Так называемые ученые отвергают это знание, считая его суеверием, но такое предвзятое отношение к вечным явлениям не более чем грубое невежество. Эти ученые сами обусловлены гунами материальной природы, как мы говорили выше.

В Пуранах содержится много историй о нимиттах. «Шримад-Бхагаватам» — жемчужина среди ведических писаний, амала-пурана. Амала означает, что эта пурана свободна даже от тени материализма и представляет собой чистое бхакти как оно есть. Слова «Шримад-Бхагаватам» — высшее заключение всех ведических писаний в их чистейшей форме.

Махараджа Юдхиштхира стал замечать пугающие знаки, предвещающие недоброе

Приведем несколько примеров, в которых великие преданные Верховного Господа видели нимитты, или приметы, как это описывается в «Шримад-Бхагаватам». Очень важно понять, как такие возвышенные души относились к нимиттам и как менялся их образ мыслей, после того как они видели эти явления.

После битвы на Курушетре царь Юдхиштхира стал императором мира. Пробыв долгое время со Своими любимыми преданными Пандавами, Господь Кришна вернулся в Двараку. Царь Юдхиштхира чувствовал острую боль разлуки с Господом Кришной. Он послал Арджуну в Двараку, чтобы тот получил наставления, как они могут дальше помогать Ему в Его лилах. Прошло семь месяцев, а вестей от Арджуны не было. Примерно в это Время царь начал наблюдать дурмитты (дурные знамения).

Вот как они описываются в «Шримад-Бхагаватам» (1.14.2-21): «Прошло несколько месяцев, но Арджуна все не возвращался. Тем временем Махараджа Юдхиштхира стал замечать пугающие знаки, предвещающие недоброе... Махараджа Юдхиштхира сказал своему младшему брату Бхи-масене: „Я послал Арджуну в Двараку, чтобы он встретился с друзьями и узнал у Личности Бога, Кришны, о Его дальнейших планах. Со времени его отъезда минуло уже семь месяцев, но он все не возвращается, и я не знаю, как там обстоят дела. Уж не собирается

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4