Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 8

писания порицают карму и гьяну, приравнивая их к мирской деятельности. Второстепенные правила бывают трех видов: одни связаны с образом жизни человека, другие касаются социальной сферы, поддержания порядка в обществе, а третьи относятся к следующей жизни человека. Первая группа правил подразделяется на правила, относящиеся к телу, и правила, относящиеся куму. Правила, которые помогают сохранить силу и здоровье, относятся к телу. Они регламентируют еду, труд и сон и позволяют избежать болезней. Тот, кто не соблюдает этих правил, не сможет жить счастливой жизнью. А если человек не выполняет предписаний, регламентирующих умственную деятельность, это пагубно отразится на его склонности к воображению, рассудительности, творческой фантазии, способности сосредотачиваться и размышлять. Он никогда не достигнет успеха в науке и искусстве, а главное, не сможет отвлечься от мыслей о материальном и направить свое внимание на Бога. Поскольку ум такого человека поглощен греховными и безбожными мыслями, рано или поздно он опустится до уровня животного. Поэтому тот, кто желает достичь совершенства в жизни, непременно должен соблюдать правила, регламентирующие интеллектуальную и физическую деятельность».

Вывод из сказанного выше: нимитта-гьяна — это искусство, способствующее практике садхана-бхакти.

Нимитта-матра

Перед началом битвы на Курукшетре великий воин Арджуна говорит Господу Кришне, что он наблюдает разные неблагоприятные знамения.

Нимитты, которые видел Арджуна, описаны в «Бхагавад-гите»

(1.28-30):

арджуна увача

дриштвемам сва-джанам кришна йуйутсум самупастхитам сиданти мама гатрани мукхам ча паришушйати

«Арджуна сказал: „О Кришна, видя перед собой друзей и родственников, горящих желанием сражаться, я чувствую, как у меня подкашиваются ноги, а во рту пересыхает".

вепатхуш ча шарире ме рома-харшаш ча джайате гандивам срамсате хастат твак чаива паридахйате

„Тело мое охватила дрожь, волосы встали дыбом, лук Гандива выпадает из моих рук, а кожа пылает, как в огне".

на ча шакномй авастхатум бхраматива ча ме манах нимиттани ча пашйами випаритани кешава

„Я более не в силах оставаться здесь. Память отказывает мне, и разум мой помутился. Все, что я вижу, предвещает одни лишь несчастья, о Кришна, сразивший демона Кеши"».

Слова нимиттани ча пашйами имеют большое значение, потому что Арджуна знал, как интерпретировать приметы, предвещающие великую бойню на поле Курукшетра. Сами нимитты не говорят нам, что следует делать. Они предоставляют нам только информацию, а последующие выводы и действия зависят от нашего сознания.

В данном случае Арджуна понял нимитты, но сделал выводы, основанные на эгоцентричном понимании и мирских представлениях, которые были логичными и нравственными. Основываясь на этих представлениях, Арджуна сделал вывод: «Я не буду сражаться!»

Представление о том, что мы являемся причиной действий и наслаждаемся их плодами, лежит в основе материализма. На самом деле мы не являемся ни причиной, ни наслаждающимися. Нимитты — часть вселенского плана Шри Кришны, Верховной Личности Бога. И этот план помогает обусловленной душе постоянно зависеть от Него, занимаясь преданным служением согласно этому плану.

В комментарии к «Бхагавад-гите» (11.34) Шрила Прабхупада пишет: «Всякий замысел осуществляет Сам Верховный Господь, однако, поскольку Он очень милостив к Своим преданным, Он хочет, чтобы вся слава и почет достались преданным, которые, исполняя волю Господа, претворяют Его замысел в жизнь. Поэтому каждый из нас должен действовать в этой жизни, постоянно памятуя о Кришне и стараясь осознать Верховную Личность Бога при посредничестве духовного учителя. Постичь план Верховного Господа можно лишь по Его милости, но планы преданных неотличны от планов Самого Бога. Поэтому каждый из нас должен стараться исполнить эти планы и таким образом выйти победителем в своей борьбе за существование».

Даже травинка не шелохнется без воли Верховной Личности Бога. Тот, кто понимает и сознает эту истину, становится таттва-вит.

В «Бхагавад-гите» (11.32—33) Господь Кришна раскрывает Свой план Арджуне и дает ему наставления:

шри-бхагаван увача

. кало ’сми лока-кшайа-крит правриддхо ■ локан самахартум иха правриттах

рите ’пи твам на бхавишйанти сарве йе `вастхитах пратйаникешу йодхах

«Верховный Господь сказал: „Я — время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас [Пандавов], всем воинам и с той, и другой стороны суждено погибнуть в грядущем сражении".

тасмат твам уттиштха йашо лабхасва джитва шатрун бхункшва раджйам самриддхам майаиваите нихатах пурвам эва нимитта-матрам бхава савйа-сачин

„Воспряньже, Арджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савь-ясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве"».

Шрила Прабхупада комментирует: «Санкции есть всегда. Без санкций ничего не делается. Тот, кто находится в сознании Кришны, понимает это. Он — таттва-вит. Таттва-вит — это тот, кто сознает истину: „Я не могу ничего сделать без санкции Кришны". Он ничего не делает. Он делает только то, что санкционировано Кришной, иначе он ничего не делает. Пашйан шринван спришан джигхранн ашнан гаччхан сва-пан швасан*. Таковы виды жизнедеятельности человека: он видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит... Это происходит постоянно, но таттва-вит обладает совершенным знанием и сознанием Кришны. Ему известно, что когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому. „Я ничего не делаю, Кришна делает это, я всего лишь инструмент". Это и есть совершенство.

То, что Арджуна не

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6