удалось получить даршан Господа Чайтаньи. Известно, что он сопровождал Шри Джахнаву Мату на фестиваль гаудия- вайшнавов в Кхетури.
Когда Вриндаван дас Тхакур написал свой magnum opus, сказать трудно. Известно, однако, что в 1576 году, когда была написана «Гаура-ганоддеша-дипика», «Чайтанья-Бхагавата» была уже широко известна. Изначально книга называлась «Чайтанья- мангала», но впоследствии книгу с таким же названием написал Лочана дас Тхакур. Поэтому Шри Рагхунатх дас Госвами, Шри Джива Госвами, Кашишвар Пандит, Харидас Пандит Госвами и Ананта Ачарья собрались и решили, что книге Лочаны даса Тхакура лучше оставить прежнее название, а книгу Вриндавана даса Тхакура назвать по-другому. С тех пор его книгу стали называть «Чайтанья-Бхагавата».
Махатпура
Это место находится на северо-западной границе Модадрумадвипы и в наши дни называется Матапур. Здесь находится заводь в старом русле Ганги. Пять тысяч лет назад на этом месте находилась большая жертвенная арена, и росло пять баньяновых деревьев, но сейчас они исчезли.
Пандавы в Навадвипе
Когда братья Пандавы и их верная жена Драупади жили в изгнании, как-то раз они пришли в Гауда-дешу, Бенгалию. В Экачакре Махараджа Юдхиштхира увидел во сне Навадвипу, и ему очень захотелось увидеть это место наяву. Придя в Надию, они остановились здесь на несколько месяцев и за это время сразили немало демонов. Однажды во сне Юдхиштхира увидел Гаурангу, чье ослепительное сиянье озаряло все стороны света.
— Таким Меня видят немногие, — улыбаясь, сказал Гауранга. — В твоем доме Я — Кришна, сын Нанды, и Я всегда рядом с тобой. Навадвипа-дхама — моя высшая обитель. Она проявится в Кали-югу и разгонит тьму материального мира. Ты и твои братья — мои вечные слуги. Поэтому, когда Я вновь явлю Свои земные игры, вы снова придете со мной. День и ночь мы будем вместе на берегу океана в Джаганнатха Пури. Иди же в Калингу, очисти это место и помоги страждущим живым существам.
Юдхиштхира рассказал этот сон своим братьям. Обсудив его между собой, они отправились в царство Калинги. Хотя им
больно было покидать Навадвипу, они должны были исполнить волю Господа.
Мадхвачарья в Навадвипе
Мадхва с учениками тоже приходил сюда. Гаурасундара милостиво явился ему во сне и с улыбкой сказал:
— Все знают, что ты — Мой вечный слуга. Когда Я низойду на Землю в Навадвипе, Я приму посвящение в твоей сампрадае. А ты иди и опровергай ложные писания маявади. Яви миру славу поклонения Божеству Господа, а потом Я распространю твое чистое учение.
Сказав это, Гауранга исчез, и Мадхва проснулся, ошеломленный. «Неужели я никогда больше не увижу этот прекрасный золотой образ?» — сокрушался он. И в ответ до него донеслось:
— Поклоняйся Мне в глубине сердца, и ты придешь ко Мне...
С этим наставлением Мадхва покинул Навадвипу, полный великой решимости одержать верх над философией маявади.
Вероятнее всего, визит Мадхвы в Навадвипу состоялся во время его второго возвращения из Бадринатха, после написания комментария на «Веданта-сутру». Мадхва прошел через Бихар, после чего попал в Бенгалию, где и состоялась его встреча с Господом Чайтаньей.
Биограф Мадхвачарьи, Падманабхачарья, говорит, что Мадхва посетил Надию, поскольку та уже в то время была центром учености, где собирались многочисленные знатоки наук и искусств со всей Индии. Тысячи студентов изучали
здесь грамматику, риторику, астрологию, хиромантию, искусства и т.д.
«Бхавишья-пурана» — древний текст, содержащий многочисленные предсказания, — также содержит информацию о Мадхвачарье. Помимо прочего, в ней рассказывается, как, придя в «Шантипури», Мадхва задавал шрипада Мадхвачарья вопросы о Боге кому-то, кто
был совместным воплощением Радхи и Кришны. Эта история приводится в 19 главе Пратисарга-парвы «Бхавишья-пураны».
Сам Мадхвачарья прямо нигде не говорит о Своей встрече с Махапрабху, однако в некоторых его текстах можно увидеть намеки на учение Господа Чайтаньи. Так, в комментарии на «Мундака- Упанишаду» ачарья цитирует слова из «Нараяна-самхиты»: «В Двапара-югу люди поклоняются Вишну, следуя методу, предписанному Панчаратрой. В век вражды, Кали, Верховному Господу поклоняются лишь повторением Его имени».
Также Мадхвачарья иногда говорит о философии ачинъя- бхедабхеда-таттвы, нигде, однако, не называя ее прямо. В «Бхагавата- гатпарье» (11.7.51), цитируя стих из «Брахма-тарки», он открыто использует философию одновременного единства и различия. Господь Чайтанья говорил ему, что время для этого еще не настало.
Падманабхачарья, автор биографии Шрипады Мадхвы, пишет: «В Южной Индии он [Мадхва] завершил то, что двести лет спустя сделал ’’пророк из Надии”. И Шри Мадхва, и Господь Гауранга были убежденными учителями двайты, и черты сходства в их учении совпадают вплоть до мелочей...».
Духовный облик Махатпуры
«Махатпура неотлична от Камьяваны, места игр Кришны во Врадже. В этом месте спутники Гауранги громко поют святое имя Кришны.
Будучи в изгнании, пятеро Пандавов во главе с Юдхиштхирой и Драупади жили некоторое время в лесу. Они пригласили туда Вьясадеву и слушали, как он рассказывает «Гаура Пурану». Там они неустанно поклонялись Гауранге.
Даже сейчас преданные могут видеть Юдхиштхиру и риши
— Бхауму, Шуку, Девалу, Чьявану и Гаргу. Они сидят у дерева и плачут, слушая о славе Гауранги.
Когда же удастся мне посетить это общество и издалека предложить им дандаваты? А когда я услышу из уст Вьясадевы историю о том, как Гауранга освобождает атеистов, я глубоко вздохну в восхищении.
Спустя какое-то время, лишившись возможности видеть это