Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 178 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 178

данный стих с тем, чтобы помочь новичкам в преданном служении понять вираха-бхаву. Он сравнивает экстаз вираха-бхавы с приятным чувством избавления от боли, которое знакомо каждому. Бывает, человек прилагает усилия к тому, чтобы получить какой-то объект наслаждения, и когда он наконец обретает этот объект, все страдания на пути обретения объекта претворяются в счастье. Страдание-экстаз вираха-бхавы может походить на наслаждение, приходящее за страданием, однако, как объясняется здесь с помощью слова сампанна-ват («словно испытывая»), это всего лишь так кажется. В реальности же экстаз разлуки возникает не из встречи и наслаждения с возлюбленным, которые случаются в какое-то определенное время, но из «боли» разлуки самой по себе. Этот экстаз является наиболее полным удовлетворением, в котором не чувствуется ни грана неполноты. Этот экстаз можно сравнить с радостью удовлетворения после лишений, но на самом деле он гораздо более возвышен. Ум обычного человека испытывает облегчение, когда он получает возможность воссоединиться с теми, кого он любит, и вновь наслаждать свои чувства, однако величайший экстаз чистого преданного появляется из служения Кришне и памятования Его в разлуке.

ТЕКСТ 128

иччхет пунас тадришам эва бхавам

клиштам катханчит тад-абхаватах сйат

йешам на бхатити мате ’пи тешам

гадхопакари смрити-дах прийанам

иччхет – может захотеть; пунах – опять; тадришам – похожее; эва – поистине; бхавам – настроение; клиштам – опечаленный; катханчит – как-либо; тат-абхаватах – из-за отсутствия этого; сйат – возможно; йешам – кого; на бхати – не проявлено; ити – таким образом; мате – по мнению; апи – все же; тешам – их; гадха – очень серьезный; упакари – помощник; смрити-дах – тот, кто возвращает утраченное воспоминание; прийанам – о возлюбленных.

В нас может возникнуть желание вновь испытать это чувство разлуки, и даже может случиться, что мы будем чувствовать себя несчастными, если оно не приходит. При таких обстоятельствах тот, кто умеет напоминать нам о возлюбленном, с которым мы разлучены, считается самым искренним другом, оказывающим неоценимую помощь.

КОММЕНТАРИЙ: Ум неофита все еще может быть в смятении. Такой ум может подумать: «В согласии с постулатом, утверждающим, что наслаждение ведет к страданию, а страдание к наслаждению, обильное счастье, испытываемое возвышенным преданным, погруженным в према-бхакти, не может не смениться разочарованием, как только обстоятельства изменятся, что происходит в этом мире постоянно. Чем более приподнято настроение сейчас, тем глубже будет последующая депрессия. Премананда гораздо возвышенней экстаза поклонения Господу просто в настроении почтения и уж конечно намного превосходит экстаз безличного отождествления со Всевышним. Поэтому как только экстаз премы прерывается болью разлуки, преданный погружается в жесточайшее страдание.» Чтобы развеять это неправильное представление, Кришна сейчас логически обоснованно доказывает, что кажущаяся боль вираха-бхавы на самом деле является наслаждением.

Сердца преданных, погруженных в вираха-бхаву, неизбежно вынуждены искать ее опять и опять. Им не под силу утратит этот экстаз. Поэтому приводимое Кришной доказательство просто: сердце может стремиться страдать все больше и больше лишь в том случае, если это страдание является на самом деле наслаждением. Людям непосвященным экстаз преданного может показаться страданием, и сам преданный тоже может называть этот экстаз страданием, однако на самом деле истина заключается в прямо противоположном. Судя по тому, как сильно преданный стремится продолжать переживать вираха-бхаву, можно заключить, что эта бхава не может не быть величайшим счастьем.

Пояснить это можно на материальном примере. Хотя холод льда полностью противоположен жару огня, положенный на тело лед кажется таким же горячим, как горящие угли. В этом примере так называемое жжение льда является иллюзорным, а мертвящий холод – реальным. Подобно этому страдание вираха-бхавы лишь кажется страданием, которое на самом деле лишь скрывает реальность неописуемого счастья. Разница между экстазом разлуки с Кришной и тактильного ощущения холода на коже от прикосновения льда заключается в том, что глубокое чувство вираха-бхавы известно лишь избранным – Кришне и некоторым из Его ближайших преданных.

Кришна в этом стихе говорит конкретно о Своем собственном экстазе в разлуке с обитателями Враджа, однако Его описание в равной мере приложимо и к их экстатическому памятованию о Нем. Или, правильнее сказать, оно приложимо к враджаваси за исключением юных гопи. Эти гопи никогда, ни на мгновение не освобождаются от напряжения вираха-бхавы, поскольку, даже находясь рядом с Кришной, они переживают, что утратят Его. Они никогда не расстаются с этим экстазом, а потому у них нет оснований думать о том, чтобы вернуть этот экстаз. И все же они не считают, что кому-либо следует стремиться испытать их боль разлуки, поскольку эта боль обжигает сильнее, чем миллион лесных пожаров. Послушайте, что говорят сами гопи:

сарич-чхаила-ваноддеша гаво вену-рава име

санкаршана-сахайена кришненачаритах прабхо

пунах пунах смарайанти нанда-гопа-сутам бата

шри-никетаис тат-падакаир висмартум наива шакнумах

«Дорогой Уддхава Прабху! Когда Кришна находился здесь вместе с Санкаршаной, Он наслаждался всеми этими реками, холмами, лесами, коровами и звуками флейт. Все это постоянно напоминает нам о сыне Нанды. Поистине, мы видим отпечатки стоп Кришны с их божественными знаками и потому не в состоянии забыть Его» (Бхаг., 10.47.49-50). Как подразумевает это заявление, гопи не беспокоятся о той