Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 180 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 180

лев; варам – благословение; прак – первое.

Нарада начал свой путь в Праяге, на Дашашвамедха-тиртхе, и закончил его в Двараке. И по дороге он разговаривал с преданными – с брахманом в Праяге и со всеми другими – кто по божественной милости Господа достиг совершенства. Чувствуя глубокое удовлетворение, Нарада, царь среди мудрецов, теперь хотел услышать о совершенстве любви непосредственно из уст Господа. Милая матушка, Господь Кришна – всепривлекающий лев среди тех, кто всегда готов щедро осыпать других благословениями. Теперь наступил подходящий момент для Нарады просить первого благословения.

КОММЕНТАРИЙ: Нараде уже было известно, какова милость Кришны, однако ему хотелось услышать, как о ней говорит Сам Кришна. Чистые вайшнавы никогда не утрачивают интереса к слушанию таких описаний. Нараде привелось говорить со многими преданными, начиная с брахмана – главы преданных в Праяге – и заканчивая Уддхавой в Двараке. От каждого Нарада услышал одну и ту же историю – что милость Кришна пролил не на говорящего, а на какого-то другого преданного. Читателю, не наделенному вкусом к шраванам киртанам вишнох этот простой, с повторяющимся лейтмотивом сюжет может показаться скучным. А вот вайшнавов не устает очаровывать бесконечное разнообразие отношений Кришны и Его преданных.

Нараде было особенно интересно узнать, как встреченные им преданные, хотя очень разные с точки зрения занимаемого ими материального положения, добились совершенства жизни во всех отношениях. Все эти преданные – от брахмана из Праяга и южного царя и до Индры, Брахмы, Шивы, Прахлады, Ханумана и Уддхавы – достигли замечательного успеха в выполнении религиозных обязанностей, в получении возвышенных средств наслаждения, в высвобождении себя от иллюзии и в совершенствовании трансцендентного искусства служения Верховной Личности. Все из них достигли своего многосложного успеха с помощью единственного средства – по милости Кришны. Нараде уже давно было любопытно понять, как Кришна раздает Свою милость, а потому сейчас ему не терпелось выспросить это непосредственно у Самого Кришны.

ТЕКСТ 135

шри-кришна-чандра касйапи

триптир асту кадапи на

бхавато ’нуграхе бхактау

премни чананда-бхаджане

шри-кришна-чандра – о Шри Кришначандра; касйа апи – кого-либо; триптих – пресыщение; асту – будет; када апи – когда-либо; на – не; бхаватах – Твоей; ануграхе – милостью; бхактау – преданным служением; премни – чистой любовью; ча – и; ананда – экстаза; бхаджане – к источнику.

[Нарада сказал:] Шри Кришначандра, прошу, пообещай, что никто и никогда не пресытится Твоей милостью, Твоим преданным служением и чистой любовью к Тебе, источнику экстаза.

КОММЕНТАРИЙ: Нараде хочется получить от Кришны уверение в том, что преданный – вне зависимости от того, сколько милости от Кришны он получил – никогда не становится самодовольным и не почивает на лаврах. Скорее наоборот: преданный неизменно считает себя недостойным милости и чувствует, что постоянно нуждается во все большей и большей милости. Нарада упоминает милость Кришны, бхакти-йогу и прему все вместе, хотя они проявляются в каузальной последовательности, а не все одновременно: милость Кришны ведет к бхакти, бхакти развивается в прему. Нарада подразумевает, что вайшнавы на разных уровнях развития в преданном служении обладают различными потребностями. Неофиту требуется особая милость Кришны и Его преданных, чтобы приступить к практике бхакти-йоги. Преданному-садхаке на промежуточном уровне необходимы обширные возможности для того, чтобы он мог практиковать свой личный бхаджан. Зрелому же преданному, которым движет неутолимое желание, нужно вкушать кришна-прему. Пусть же имперсоналисты довольствуются своим теоретическим самоосознанием. Нарада же и его последователи никогда не пресытятся всевозрастающим экстазом постижения своих отношений с Кришной.

ТЕКСТ 136

шри-бхагаван увача

видагдха-никарачарйа

ко намайам варо матах

свабхаво мат-крипа-бхакти-

премнам вйакто ’йам эва йат

шри-бхагаван увача – Верховный Господь сказал; видагдха – умных ученых; никара – множества; ачарйа – о наставник; ках – какое; нама – поистине; айам – это; варах – благословение; матах – считается; свабхавах – природа; мат – Мои; крипа – милости; бхакти – преданного служения; премнам – и экстатической любви; вйактах – очевидно; айам – это; эва – просто; йат – что.

Верховный Господь отвечал: О наставник всех глубокомысленных ученых, что это за благословение? Этом качеством наделены и Моя милость, и преданное служение Мне, и экстатическая любовь ко Мне. Это самоочевидно.

КОММЕНТАРИЙ: Кришне показалось ироничным то, что Нарада попросил о чем-то, что уже существовало как данность. Поскольку Нарада всеведущ, у него должно было быть какое-то скрытое намерение – да так это и было: ему хотелось услышать из уст самого Кришны прославление према-бхакти.

ТЕКСТЫ 137 – 138

прайага-тиртхам арабхйа

бхрамам бхрамам итас татах

атрагатйа ча йе дриштах

шруташ ча бхавата муне

сарве самапта-сарвартха

джаган-нистаракаш ча те

мат-крипа-вишайах кинчит

таратамйам шритах парам

прайага-тиртхам – с Праяга-тиртхи; арабхйа – начиная; бхрамам бхрамам – путешествуя; итах татах – здесь и там; атра – сюда; агатйа – прибыв; ча – и; йе – те, кто; дриштах – были увидены; шрутах – о ком услышано; ча – и; бхавата – тобой; муне – о мудрец; сарве – все; самапта – полностью достигнув; сарва – все; артхах – цели жизни; джагат – всего мира; нистараках – освободители; ча – и; те – они; мат –