Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 257 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 257

для чего ему пришлось бы сообщить некоторые подробности игр Кришны. Это он сделает позже.

Давным-давно, в глубокой древности, за миллионы лет до явления Кришны, у великих демонов, таких как Мадху, Кайтабха, Майя, Тарака и Каланеми, была масса возможностей свободно и беспрепятственно созерцать Личность Бога своими глазами. Но эти демоны не испытывали никакого блаженства, когда смотрели на Господа, и порочный ум их никак не изменился. Они были дуратмы, то есть их разум (атма) всегда оставался нечист: либо потому, что эти демоны не были преданы Верховному Господу, либо потому, что по своей демонической природе они были его врагами и соперниками.

Красота Господа – это концентрированная суть всего духовного блаженства (парананда-гханам). Ей присущи все великолепие и роскошь (шримат), и потому, являя очарование Господа, Его сладость и другие уникальные качества, она приносит наслаждение всем чувствам (сарвендрийа-гунанджанам). Также Его красота удовлетворяет чувства, побуждая их к духовным наслаждениям. Но, несмотря на всепривлекающие качества прекрасного облика Господа, демоны продолжают ненавидеть Его, даже после того, как увидели.

Гопа-кумар здесь не вдается в подробности относительно того, что чувствовали Камса и Дурйодхана, когда видели Кришну, но мы знаем об этом из «Шримад-Бхагаватам» и других источников. Когда Шри Нанда-нандана присутствовал на борцовской арене в Матхуре, Его луноподобное лицо усиливало любовь в сердцах Его возлюбленных преданных во главе с Нандой Махараджем, делая ее огромной и глубокой, как океан. Но царь Камса, хоть и был потомком то же самой династии Яду, что и пастухи Враджа, не обрадовался, увидев на помосте Кришну. Напротив, сердце его, наполненное страхом, гневом и другими болезненными эмоциями, пылало мукой. В другой раз, в собрании Куру, слушая нектарные речи Кришны, Его преданные, такие как Видура и Бхишма, были очарованы. Дурьодхана же и его друзья из династии Пуру, хоть и были все родственниками Кришны и могли говорить с Ним и сидеть возле Него, не чувствовали никакой радости от Его присутствия. Они так и не смогли отказаться от своей оскорбительной ненависти к возлюбленным преданным Господа. В умах этих демонов горело пламя страданий, зажженное их постоянным гневом, завистью, гордыней и сотнями других пороков. И этот огонь горел, не угасая ни на миг.

ТЕКСТ 100

анандака-свабхаво `пи

бхакти-махатмйа-даршанат

бхактан харшайитум курйад

дургхатам ча са ишварах

анандака – дарует блаженство; свабхавах – чья природа; апи – также; бхакти – преданного служения; махатмйа – величие; даршанат – показывая; бхактан – Своих преданных; харшайитум – чтобы порадовать; курйат – Он создает; дургхатам – невероятные ситуации; ча – и; сах – Он; ишварах – Верховный Господь.

Верховный Господь, который по самой природе Своей дарует живым существам блаженство, создает подобные невероятные ситуации, чтобы порадовать Своих преданных, демонстрируя им величие преданного служения.

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может возразить, что, когда человек осознает душу, ограниченное «я» в его истинной форме, он больше не сможет совершать ошибки и страдать. А уж если он видит перед собой безграничную Личность Бога, олицетворение самой сути Абсолютной Истины, как могут при этом не уйти из его сердца пороки и страдания? В этом стихе мудрец Пиппалаяна отвечает на данное сомнение. Верховный Господь Нараяна способен совершить даже то, что считается невозможным. Он может явить чудо, заставив огонь утратить способность обжигать, и точно так же Он способен скрыть Свою природу Того, кто дарует наслаждение всей Вселенной. Причина, по которой Он делает это, – Его желание продемонстрировать величие преданного служения и одно его особое свойство: хотя бхакти, как и Сам Господь, по природе своей является источником постоянного блаженства, наслаждаться его вкусом могут только преданные. Непреданные же испытывают противоположные чувства. Когда Господь раскрывает эту сторону величия бхакти, Его преданные чувствуют воодушевление, ибо знают: в конце концов такие примеры привлекут на путь бхакти всех.

Как же может Господь заставить исчезнуть то свойство преданного служения, которое составляет самую его суть? В конце концов, огонь никак не может перестать жечь. Возможно и так, но Личность Бога обладает множеством разнообразных и непостижимых энергий. Именно благодаря им, даже когда Верховный Господь доступен взорам, только чистые преданные ощущают блаженство, когда видят Его. Другим же оно недоступно.

Можно заметить, что иногда некоторые очень возвышенные преданные с одобрением говорят о страхе, страданиях и других подобных эмоциях, которые переживают непреданные. Например, Юдхиштхира говорит о Шишупале и Дантавакре следующее:

шапатор асакрид вишнум

йад брахма парам авйайам

швитро на джато джихвайам

нандхам вивишатус тамах

«Шишупала и Дантавакра непрестанно поносили Высшую Личность, Господа Вишну [Кришну], Верховный Брахман, и тем не менее их не сразила болезнь. На языке у них не появилась белая проказа, и они не вверглись во тьму преисподней. Поистине, нас это очень удивляет» (Бхаг., 7.1.19). Преданные, подобные Юдхиштхире, с одобрением отзываются о суровых наказаниях, которые выпадают на долю врагов Господа, критикующих и оскорбляющих Его. Ведь тот ужас и те муки, что они испытывают в расплату за свои оскорбления, являются действенным искуплением (праяшчитой) за их отвратительнейшие грехи, и в конце концов эти демоны становятся преданными,