Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 258 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 258

таким образом получая высшее благо.

ТЕКСТ 101

бхактау нава-видхайам ча

мукхйам смаранам эва хи

тат самагрендрийа-шрештха-

мано-вритти-самарпанам

бхактау – в преданном служении; нава-видхайам – из девяти процессов; ча – и; мукхйам – главное; смаранам – памятование; эва – только; хи – в действительности; тат – это; самагра – всех; индрийа – из чувств; шрештха – того, что важнее всего; манах-вритти – деятельности ума; самарпанам – предложение.

Из девяти видов преданного служения главным является памятование, ибо оно представляет собой предложение Господу деятельности ума, важнейшего из чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Мудрец хочет донести до нас мысль, что памятование (смарана) превосходит остальные методы преданного служения, такие как слушание и воспевание (шравана и киртана), поскольку памятование само по себе погружает ум в мысли о Господе, тогда как слушание и воспевание задействуют лишь органы слуха и речи, подчиненные уму и поэтому менее значимые.

ТЕКСТ 102

антар-ангантар-ангам ту

према-бхактим йатха-ручи

датум архатй авишрамам

мана эва самахитам

антах-анга – из всего сокровенного; антах-ангам – самое сокровенное; ту – и; према-бхактим – любовное преданное служение; йатха-ручи – по вкусу; датум – дать; архати – способен; авишрамам – без остановки; манах – ум; эва – только; самахитам – погруженный в медитацию.

Только ум, сосредоточенный в медитации, может непрестанно предлагать Господу самое сокровенное из всех подношений: любовное преданное служение, соответствующее естественному индивидуальному вкусу живого существа.

КОММЕНТАРИЙ: Мудрец Пиппалаяна заключает, что, хотя гьяна и вайрагья приближают живое существо к Абсолютной Истине, только преданное служение на уровне премы может даровать ему самую сокровенную близость к Господу. Према же может развиться лишь в том случае, если ум полностью сосредоточен. Только ум, управляющий всеми чувствами, может надлежащим образом связать каждое из чувств с его объектом. Поэтому преданное служение, совершаемое посредством ума, устойчиво – вряд ли что-то его разрушит.

ТЕКСТЫ 103 – 105

ашеша-садханаих садхйах

самастартхадхикадхиках

йо ваши-каране-гадхо-

пайо бхагавато `двайах

тат-прасадаика-лабхйо йас

тад-бхактаика-маха-нидхих

вичитра-парамананда-

мадхурйа-бхара-пуритах

маха-нирвачйа-махатмйах

падартхах према-самджнаках

паринама-вишеше хи

чето-вриттер удети сах

ашеша – всех; садханаих – дисциплин; садхйах – цель; самаста-артха – из всех достижений; адхика-адхиках – высшее; йах – которое; ваши-каране – для подчинения; гадха – сильное; упайах – средство; бхагаватах – Всевышнего Господа; адвайах – без второго; тат – Его; прасада – по милости; эка – только; лабхйах – обретается; йах – которое; тат – Его; бхакта – преданных; эка – только; маха-нидхих – редкое сокровище; вичитра – разных видов; парама-ананда – трансцендентного экстаза; мадхурйа – и сладости; бхара – изобилием; пуритах – наделенное; маха – очень; нирвачйа – не поддается описанию; махатмйах – чье величие; пада-артхах – объект; према-самджнаках – называемый премой; паринама – в преобразованиях; вишеше – особых; хи – в действительности; четах – ума; вриттех – из функций; удети – возникает; сах – это.

Есть нечто, что является единственной целью всех духовных практик, наивысшим из достижений и могущественным средством подчинить себе Верховного Господа. Обрести это можно лишь по Его милости. Этим редким сокровищем, в котором присутствуют все виды трансцендентного блаженства и сладости, владеют лишь преданные Господа. Его необыкновенное величие невозможно описать словами. Это сокровище называется премой. Оно возникает при особых преобразованиях функций ума.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы подкрепить и разъяснить утверждение, сделанное в предыдущем стихе, Пиппалаяна произносит эти тексты, со 103 по 105, в которых описаны семь особых качеств любви к Богу. Во-первых, према является конечной целью всех путей духовного совершенствования, таких как карма, гьяна и вайрагья. Во-вторых, она – конечная цель жизни. И хотя поклонение Верховному Господу стоит выше, чем мирская набожность, экономическое процветание, удовлетворение чувств и освобождение, према превосходит даже формальное поклонение. В действительности, именно према является целью такого поклонения. В-третьих, према – единственное верное средство подчинить себе абсолютно независимого Господа. Это путы, которыми возлюбленные преданные Господа связывают Его лотосные стопы, чтобы подчинить Его себе, как иногда смиряют бешеного слона. В-четвертых, обрести прему можно только по милости Верховной Личности Бога, и никогда – своими силами. В-пятых, према, – величайшее (и единственное) сокровище преданных Господа, ибо она с легкостью исполняет все их желания. В-шестых, ее переполняют всевозможные виды трансцендентного блаженства, настолько прекрасные, что так называемый экстаз, который чувствуют имперсоналисты от слияния со Всевышним, кажется по сравнению с ними смешным и убогим. И, поэтому, в-седьмых, ее безграничная слава не поддается описанию.

Из шестого из перечисленных свойств премы можно логически вывести еще одно, слишком сокровенное, чтобы Пиппалаяна Риши о нем упоминал. Преданные, которые обрели прему, входят в игры Верховного Господа. Об этом мы услышим в последующих главах, от личных спутников Господа, но здесь, на Таполоке, где царит дух медитации, обсуждать такие темы неуместно.

ТЕКСТ 106 – 107

манасо хи самадханам

манйасе душкарам йади

чакшух-сапхалйа-камо ва

бхагавантам дидрикшасе

тад гаччха бхаратам варшам

татра но `тратйам ишварам

нарайанам нара-сакхам

пашйадрау гандхамадане

манасах – ума; хи – непременно; самадханам – концентрация; манйасе – ты думаешь; душкарам – трудна; йади – если; чакшух – глаз; сапхалйа – исполнить предназначение; камах – желая; ва – или; бхагавантам – Личность Бога; дидрикшасе – ты желаешь увидеть; тат – тогда; гаччха – иди; бхаратам варшам – на Землю;