Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 255 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 255

ум.

КОММЕНТАРИЙ: После даршана Господа, когда Он больше недоступен глазам, блаженство от Его созерцания задерживается в сердце: «О, я собственными глазами видел Верховного Господа! Он стоял прямо передо мной!» Экстаз, вызванный созерцанием Господа, остается в сердце человека даже тогда, когда глаза уже не видят Его, а это значит что с самого начала вместилищем экстаза было именно сердце. Какой смысл тогда полагать, что созерцают именно глаза?

С другой стороны, глаза – это один из познающих органов чувств. Почему бы им не обладать способностью вызывать и удерживать удовольствие? По мнению мудрецов, познавших свою истинную сущность, ум является наиболее подходящим инструментом, позволяющим получить наслаждение от созерцания Всевышнего. Ум подобен самому надежному министру при царе, министру, которому, единственному из придворных, можно доверить заботу о самом дорогом.

ТЕКСТ 95

тат-прасадодайад йават

сукхам вардхета манасам

тавад-вардхитум ишита

на чанйад бахйам индрийам

тат – в этом уме; прасада – спокойствия; удайат – от явления; йават – столько же, сколько; сукхам – удовольствие; вардхета – усиливает; манасам – умственное; тават – до такой степени; вардхитум – увеличить; ишита – способно; на – не; ча – и; анйат – другое; бахйам – внешнее; индрийам – чувство.

Насколько умиротворенным становится ум, настолько усиливается и блаженство в нем. Никакое внешнее чувство не способно испытать это растущее блаженство.

КОММЕНТАРИЙ: Можно возразить, что возможности ума тоже ограничены, как и способности других чувств. Это верно, однако, когда ум очищается от скверны, Господь, довольный, готов пролить на человека всю Свою милость. И тогда чистое сознание души, отраженное в уме, становится способно удержать в себе образ Верховного Господа. Внешние чувства на это не способны.

ТЕКСТ 96

антар-дхйанена дришто `пи

сакшад дришта ива прабхух

крипа-вишешам тануте

праманам татра падмаджах

антах – внутри; дхйанена – посредством медитации; дриштах – видимый; апи – в действительности; сакшат – перед глазами; дриштах – видимый; ива – как если бы; прабхух – Господь; крипа – Его милость; вишешам – особая; тануте – расширяется; праманам – свидетельство; татра – этого; падма-джах – рожденный из лотоса Брахма.

Когда Господь распространяет на человека Свою особую милость, тот видит Его внутренним взором столь же ясно, как если бы Господь стоял у него перед глазами. Понять это мы можем из того, что произошло с Брахмой, родившимся из лотоса.

КОММЕНТАРИЙ: Из уважения к мудрецу Пиппалаяне мы можем теоретически согласиться с тем, что благодаря медитации на Всевышнего можно ощутить большее счастье, чем пытаясь увидеть Его материальными глазами. Но ведь хорошо известно, что, видя Господа непосредственно перед собой, человек получает особую счастливую возможность обрести Его благословения, говорить с Ним и вступать в иные формы личного общения с Ним. Да, возможно, отвечает мудрец. Но когда человек созерцает Господа внутри, Тот милостиво дарует ему те же самые блага. Он является в сердце человека так, что может давать благословения, разговаривать с преданным, касаться его и так далее. Все это Он может делать, пребывая в сердце, ибо Он – всемогущий Господь (прабху), обладающий особыми энергиями, которые легко устраивают для него подобные чудеса.

В качестве конкретного исторического примера Пиппалаяна ссылается на случай с Господом Брахмой. Эпитет «рожденный из лотоса» (падма-джа) указывает на то, что, появившись на свет, Брахма обнаружил себя сидящим на лотосе. Во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается, как Брахма восседал посреди мрака разрушения и не знал, с чего приступать к воссозданию вселенной. Тогда некий таинственный голос велел ему погрузиться в медитацию, и, когда он сделал это, Верховный Господь явил ему Себя и Свою обитель:

тасмаи сва-локам бхагаван сабхаджитах

сандаршайам аса парам на йат-парам

вйапета-санклеша-вимоха-садхвасам

сва-дриштавадбхир пурушаир абхиштутам

«Аскеза, которую совершал Брахма, доставила Личности Бога огромное удовлетворение. Поэтому Господь явил его взору Свою обитель, Вайкунтху, высшую из планет. Этой трансцендентной обители Господа поклоняются все, кто познал себя и избавился от страданий и страхов материального бытия» (Бхаг., 2.9.9).

На Вайкунтхе Брахма увидел Нараяну, Личность Бога:

дадарша татракхила-сатватам патим

шрийах патим йаджна-патим джагат-патим

сунанда-нанда-прабаларханадибхих

сва-паршадаграих парисевитам вибхум

бхритйа-прасадабхимукхам дриг-асавам

прасанна-хасаруна-лочанананам

киритинам кундалинам чатур-бхуджам

питамшукам вакшаси лакшитам шрийа

«Господь Брахма увидел на планетах Вайкунтхи Личность Бога – повелителя всех преданных, супруга богини процветания, Господа всех жертвоприношений и Господа Вселенной, которому служат лучшие из слуг: Нанда, Сунанда, Прабала и Архана – ближайшие спутники Господа. Верховный Господь, Личность Бога, благожелательно склонился к Своим любящим слугам. Весь Его облик, излучавший удовлетворение, пьянил и притягивал к себе. На Его улыбающемся лице играл легкий румянец. Господь был облачен в желтые одежды, Его голову украшал шлем, а в ушах у Него были серьги. У Него было четыре руки, и грудь Его была отмечена линиями богини процветания» (Бхаг., 2.9.15-16).

Брахма не только увидел изумительный облик Господа, но и вступил с Господом в близкое личное общение:

тад-даршанахлада-париплутантаро

хришйат-тану према-бхарашру-лочанах

нанама падамбуджам асйа вишва-сриг

йат парамахамсйена патхадхигамйате

там прийаманам самупастхитам кавим

праджа-висарге ниджа-шасанарханам

бабхаша ишат-смита-шочиша гира

прийах прийам прита-манах каре спришан

«Сердце Господа Брахмы, созерцавшего Верховного Господа во всем Его великолепии, преисполнилось радостью. От переполнявшей его трансцендентной любви и экстаза на глазах