Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 254 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 254

ум не может делать то, что делают, например, его органы речи и зрения, когда он говорит и созерцает. Иначе говоря, разве не получают чувства, которых много и которые обладают разной природой, больше наслаждения, чем ум? Пиппалаяна отвечает, что функции всех чувств входят в функции ума. Повторение имен Господа, созерцание Его Божества и любая другая деятельность чувств становятся возможны благодаря деятельности ума.

ТЕКСТ 91

мано-вриттим вина сарве-

ндрийанам вриттайо `пхалах

критапихакритева сйад

атманй анупалабдхитах

манах-вриттим – функционирования ума; вина – без; сарва-индрийанам – всех чувств; вриттайах – функции; апхалах – бесполезны; крита – совершено; апи – даже; иха – усилие; акрита – не совершается; ива – как если бы; сйат – будет; атмани – в себе; анупалабдхитах – не будучи воспринимаемо.

Функции чувств без функций ума бесполезны. Ведь даже если бы человек стал действовать в таком состоянии, можно было бы сказать, что его действий нет и никогда не было, поскольку его «я» не может их воспринять.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь содержится ответ на то же самое сомнение, но с отрицательной логикой. Когда ум невнимателен, чувства могут быть активны, однако они не могут войти в реальный контакт со своими объектами. У каждого чувства есть свой собственный объект: у зрения – форма, у касания – плотность и структура, и так далее. Чувства выполняют свое предназначение, когда соприкасаются со своими объектами и происходит восприятие. Но восприятие требует активного участия еще двух агентов: ума и души. Если ум не сосредоточен на получении внешнего импульса от органов чувств, ощущение не достигнет «я» человека, и в таком случае никакого осознанного восприятия не будет.

Это объяснение легко можно понять, исходя из повседневного опыта. В расширительном смысле, доказывает Пиппалаяна, когда человек «видит» Личность Бога, это значит, что Господь проявляется через функции его чистого сознания. Это не непосредственное восприятие через глаза, ибо Верховный Господь всегда находится за пределами возможностей восприятия материальных чувств.

ТЕКСТ 92

кадачид бхакта-ватсатйад

йати чед дришйатам дришох

джнана-дриштйаива тадж джатам

абхиманах парам дришох

кадачит – иногда; бхакта – к Своим преданным; ватсалйат – из сострадания; йати – Он становится; чет – если; дришйатам – видимым; дришох – глазам; джнана – знания; дриштйа – видением; эва – только; тат – это; джатам – происходит; абхиманах – ложное отождествление; парам – только; дришох – глаз.

Если, из сострадания к преданным, Господь иногда являет Себя их глазам, в действительности они видят Его благодаря силе ума. Человеку лишь кажется, что видят глаза.

КОММЕНТАРИЙ: Но разве преданные, такие как Дхрува и Прахлада Махарадж, не видели Господа непосредственно, своими глазами? Разве не прославились они благодаря тому, что видели Его лично? Да, чувствуя отцовскую любовь к ним, Господь стал доступен взору этих великих преданных, чтобы глаза их исполнили свое предназначение. Но в действительности, говорит Пиппалаяна, преданные воспринимают эти откровения не материальными глазами, а чистым сознанием. Поскольку возможности восприятия наших физических глаз очень ограниченны, с их помощью мы не можем увидеть объект, у которого нет пределов. Почему же Дхрува, Прахлада и другие прославились благодаря тому, что получили даршан Господа? И почему Его называют бхакта-ватсалой, Тем, кто выказывает расположение Своим преданным? Причина в том, что в каждом из этих случаев преданный, джива, отождествляя себя со своими чувствами, полагал: «Я вижу Господа собственными глазами». Поэтому они думали, что так Верховный Господь проявляет Свою доброту к ним. А то, что зрение не в силах воспринять то, что находится за пределами его возможностей, не значит, что глаза в конечном счете бесполезны.

ТЕКСТ 93

тасйа карунйа-шактйа ва

дришйо `ств апи бахир-дришох

татхапи даршананандах

сва-йонау джайате хриди

тасйа – Его; карунйа – милости; шактйа – силой; ва – или; дришйах – видимым; асту – Он может быть; апи – также; бахих-дришох – внешнему зрению; татха апи – тем не менее; даршана – созерцания; анандах – блаженство; сва-йонау – в своем истоке; джайате – произведенное; хриди – в сердце.

И даже если благодаря Своей милости Он становится доступен внешнему зрению, блаженство, которое возникает при Его созерцании, берет свое естественное начало в сердце.

КОММЕНТАРИЙ: Но разве Верховный Господь не волен при помощи Своих личных энергий поступать как пожелает? Да, но чудеса служат высшему благу сознающей души, а не ее грубым чувствам. Силой Своего сострадания Господь, если пожелает, может наделить физические глаза человека способностью видеть Его. Но следствие этого созерцания – наслаждение, которое человек при этом испытывает, все равно происходит оттуда, где рождаются удовольствие, боль и тревоги, – из ума.

ТЕКСТ 94

анантарам ча татраива

виласан парйавасйати

мана эва маха-патрам

тат-сукха-граханочитам

анантарам – впоследствии; ча – и; татра эва – в этом самом месте; виласан – играя; парйавасйати – продолжает; манах – ум; эва – только; маха-патрам – достойное вместилище; тат – от Него; сукха – счастья; грахана – для принятия; учитам – подходящий.

Это блаженство человек продолжает испытывать в своем сердце даже после того, как Господь пропадает из его поля зрения. Таким образом, единственным подходящим вместилищем для этого блаженства является