Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 294 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 294

рассуждения, мнение тех, кто заслуживает доверия, и аналогия. Бхакти-шастры могли бы с их помощью привести и множество других доказательств тому, что бхакти превосходит мокшу. Здесь же они представили лишь малую долю этих аргументов. Они не стали давать больше, ибо черствая критическая философия ранит, подобно колючке, то блаженство, которое испытывает человек, наслаждаясь возвышенными расами преданного служения. Разумные преданные избегают чрезмерного увлечения философскими спорами. Но для блага имперсоналистов и начинающих преданных бхакти-шастры потрудились обосновать превосходство бхакти логически. Они изложили свои аргументы в надежде на то, что люди, которые хотят раствориться во Всевышнем и так покончить со своим «я», вместо этого обратятся к преданному служению.

Без убедительных логических аргументов невозможно заставить имперсоналиста отказаться от стремления к освобождению. В «Шримад-Бхагаватам» (1.15.34) описан принцип удаления одной колючки при помощи другой (кантакам кантакенева). Следуя этому принципу, бхакти-шастры воспользовались острым шипом логики, чтобы удалить колючку стремления к освобождению, которая ранит сердца имперсоналистов. Их рассуждения помогут и начинающим вайшнавам, вера которых еще не окрепла. Когда они узнают, насколько бхакти возвышенней по сравнению с мукти, сердца их наполнятся радостью. Когда же сердца их избавятся таким образом от шипов сомнений, они будут достойны обрести вечное сокровище чистой преданности.

В трудах философской школы Ньяя, в основе учения которой лежит дуализм, содержится множество взвешенных аргументов, основанных на четырех типах свидетельств. Последователи же монистического учения Веданты, напротив, больше полагаются на личный опыт и выдвигают куда меньше сложных философских доводов. Иначе говоря, последователи Ньяи излагают свое учение грубо (каркаша), а последователи Веданты – мягко (комала). Те же писания, которые учат бхакти, еще мягче (су-комала). Они редко отвлекаются на философские споры. Такое отклонение может возбудить ум и замедлить созревание чистой бхакти-расы, поэтому разумные преданные используют логические аргументы очень умеренно.

ТЕКСТЫ 223 – 224

бхавамс ту йади мокшасйа

туччхатванубхавена хи

вишуддха-бхагавад-бхакти-

ништха-сампаттим иччхати

тада ниджам маха-мантрам

там эва бхаджатам парам

атрапидам маха-гудхам

шрииоту хридайан-гамам

бхаван – ты; ту – но; йади – если; мокшасйа – освобождения; туччхатва – низость; анубхавена – осознав; хи – в действительности; вишуддха – чистое; бхагават-бхакти – в преданное служение; ништха – твердой веры; сампаттим – сокровище; иччхати – хочешь; тада – тогда; ниджам – твоей; маха-мантрам – трансцендентной мантре; там – этой; эва – в действительности; бхаджатам – ты должен поклоняться; парам – высшей; атра – в этом отношении; апи – также; идам – эту; маха-гудхам – великую тайну; шриноту – услышь; хридайам-гамам – радующую сердце.

Если ты и вправду понял, сколь ничтожно освобождение, и хочешь обрести сокровище твердой веры в чистое преданное служение Господу, то просто поклоняйся своей трансцендентной мантре. Узнай великую тайну, которая радует сердце.

КОММЕНТАРИЙ: Гопа-кумар, как и многие до него, узнал при помощи бхакти-шастр, насколько ничтожно освобождение в безличном Брахмане. Теперь он готов полностью посвятить себя чистому преданному служению, а целью его жизни стали высочайшие идеалы бхакти. Для этого, советуют бхакти-шастры, мальчику нужно лишь продолжать служить мантре, в которую Гопа-кумара посвятил его возвышенный духовный учитель. Эта мантра непременно исполнит все его желания, в том числе и желание чистой преданности.

Слова и поведение великих святых действительно должны признаваться авторитетным свидетельством. Но, не осознав на собственном опыте, невозможно постичь те истины, которые они излагают. А осознать их возможно, лишь обретя сперва таттва-гьяну, научное знание. У того, кто стремится к према-бхакти, без таттва-гьяны не будет достаточно сил, чтобы отбросить низменные привязанности. Поэтому Гопа-кумар должен прилежно повторять свою мантру, чтобы сначала достичь освобождения (мокши), а затем – высшего совершенства. Достигнув освобождения, Гопа-кумар не перестанет быть личностью (именно об этом хотят сказать ему бхакти-шастры), поэтому ему не следует пугаться слова мокша.

ТЕКСТ 225

брахмандат коти-панчашад-

йоджана-прамитад-бахих

йатхоттарам даша-гунанй

аштав аваранани хи

бхахма-андат – яйца вселенной; коти-панчашат – пятьсот миллионов; йоджана – йоджан; прамитат – чья протяженность; бахих – снаружи; йатха-уттарам – одна за другой; даша-гунани – в десять раз больше; аштау – восемь; аваранани – покрывающих оболочек; хи – в действительности.

Вселенная похожа на яйцо и простирается на пятьсот миллионов йоджан. Снаружи она покрыта восьмью оболочками, каждая из которых в десять раз толще предыдущей.

КОММЕНТАРИЙ: Восемь оболочек, покрывающих вселенную, состоят из земли, воды, огня, воздуха, эфира, эго, махат и прадханы. Эти слои образуют запас тонких причинных компонентов, их которых производятся на свет все предметы материального мира. Некоторые философы считают оболочку, состоящую из земли, частью внутренней структуры вселенной, и потому признают существование лишь семи оболочек. Но эта идея противоречит данным о диаметре вселенной, который составляет пятьсот миллионов йоджан. К тому же, в таком случае первоисточник преобразований элемента земли в пределах вселенной остается неустановленным.

ТЕКСТ 226

танй атикрамйа лабхйета

тан нирвана-падам дхрувам

маха-кала-пуракхйам йат

карйа-карана-каланат

тани – эти; атикрамйа – пересекая; лабхйета – достигается; тат – та; нирвана-падам – обитель, где прекращается материальное существование; дхрувам – постоянный; маха-кала – Господа Махакалы; пура – город; акхйам – называемый; йат – который; карйа – следствий; карана – и причин; каланат – из-за уничтожения.

Преодолев эти оболочки, душа достигает обители