Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 292 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 292

– это еще и одно из особых достояний Личности Бога, оно исполнено блаженства, что никоим образом не свойственно слиянию со Всевышним. Достигая освобождения в безличном Брахмане, единого и неизменного, душа испытывает, как ей кажется, предел счастья, и считает себя полностью удовлетворенной. Но экстатические эмоции, сопутствующие преданному служению, очень разнообразны и никогда не достигают предела, выше которого нельзя расти, поэтому они разрушают ограниченное ощущение самоудовлетворенности.

Внешне это может показаться противоречивым, но, хотя блаженство преданности представляет собой однородную сач-чид-ананду, при этом разнообразие его постоянно растет, и с каждым мгновением оно становится все новее и слаще. Таково величие преданного служения Господу: оно невероятно привлекательно и поэтому способно на то, что кажется невозможным. Тем, кто не испытал этого на себе, никогда не понять, как в блаженстве бхакти могут уживаться эти противоречия: то, что оно всегда едино, но при этом исполнено разнообразия, то, что оно безгранично, но при этом постоянно растет.

ТЕКСТ 218

садаика-рупо `пи са вишнур атманас

татха сва-бхактер джанайатй ану-кшанам

вичитра-мадхурйа-шатам навам навам

тайа сва-шактйетара-дурвитаркйайа

сада – всегда; эка-рупах – в одной и той же форме; апи – хотя; сах – Он; вишнух – Господь Вишну; атманах – Себя; татха – и; сва-бхактех – преданного служения Ему; джанайати – порождает; ану-кшанам – каждый миг; вичитра – разнообразных; мадхурйа – пленительных черт; шатам – сотни; навам навам – все новых и новых; тайа – этой; сва-шактйа – Его личной энергией; итара – для других; дурвитаркйайа – непостижимой.

Хотя Господь Вишну всегда един и неизменен, каждый миг Он являет сотни все новых и новых пленительных черт, как в Себе Самом, так и в преданном служении. Все это Он совершает посредством Своей личной энергии, непостижимой для других.

КОММЕНТАРИЙ: В текстах с 218 по 220 неопровержимо доказывается, что, хотя Верховный Господь, олицетворение Абсолютной Истины, неизменен и всегда сохраняет природу сач-чид-ананды, Он и Его деяния (а также деяния Его преданных и они сами) исполнены разнообразия, которое не является порождением иллюзии. Непреданные могут сколько угодно строить догадки, но так им никогда не постичь эту возвышенную истину. Они никогда не поймут игры Господа и Его преданных.

ТЕКСТ 219

пара-брахмйам мадхура-мадхурам парамешйам ча тад ваи

бхактешв эша правара-каруна-пранта-сима-пракашах

тешам чаиша нивида-мадхурананда-пуранубхутер

антйавастха пракритир удита дхик-крита-брахма-саукхйа

пара-брахмйам – наивысшее выражение Абсолютной Истины; мадхура-мадхурам – слаще сладкого; парама-ишйам – Его абсолютная власть; ча – и; тат – это; ваи – непременно; бхактешу – среди Его преданных; эшах – это; правара – наивысшего; каруна – сострадания; пранта-сима – крайнего предела; пракашах – проявление; тешам – их (преданных); ча – и; эша – этих; нивида – сильных; мадхура – очарования; ананда – и блаженства; пура – потоков; анубхутех – ощущения; антйа-авастха – высшая стадия; пракритих – Его природа; удита – проявленная; дхик-крита – насмехающееся; брахма-саукхйа – над наслаждением от осознания Брахмана.

Это многообразие пленительных черт, которые слаще сладкого, присуще Шри Вишну в Его наивысших аспектах Пара-брахмана и повелителя всего сущего. Эта Его привлекательность являет собой наивысшее выражение Его удивительного сострадания к преданным. Привлекательность Господа заставляет преданных погрузиться, насколько это возможно, в бездонный океан сладчайшего экстаза – экстаза, по сравнению с которым блаженство осознания Брахмана кажется убогим и нелепым.

КОММЕНТАРИЙ: В этом и состоит разница между безличным Всевышним и Личностью Бога, между имперсоналистами, достигшими освобождения, и чистыми преданными Господа, между освобождением и преданным служением. Господь Вишну – изначальный Брахман. Он один, и другого нет. Но его пленительные качества постоянно эволюционируют и обновляются. Он – Верховная Личность, повелитель всего сущего. Его красота и удивительные игры пленяют весь мир.

ТЕКСТ 220

сва-бхактанам тат-тад-вивидха-мадхурананда-лахари-

сада-сампаттй-артхам бахутара-вишешам витануте

йатха свасмимс тат-тат-пракрити-рахите `пи дхрува-тарам

татха тешам читракхила-карана-вриттй-ади-вибхавам

сва-бхактанам – Его преданных; тат-тат – различных; вивидха – многих видов; мадхура-ананда – сладчайшего экстаза; лахари – волн; сада – всегда; сампатти-артхам – для обогащения; баху-тара – множественное; вишешам – разнообразие; витануте – Он расширяет; йатха – как; свасмин – в Себе; тат-тат – этого разнообразия; пракрити – природы; рахите – кто лишен; апи – хотя; дхрува-тарам – твердо установленный; татха – так; тешам – их (преданных); читра – чудесных; акхила – всех; карана – чувств; вритти – функций; ади – и так далее; вибхавам – великая сила.

Господь увеличивает огромное разнообразие этого сладостного блаженства, чтобы в его неудержимых волнах преданные могли постоянно черпать все новое наслаждение. И хотя в Господе нет и следа материальных качеств, в Нем неизменно присутствует постоянное разнообразие, и потому Его преданные всеми своими чувствами переживают сильные, разнообразные и необычайные ощущения.

КОММЕНТАРИЙ: Зачем Верховный Господь увеличивает разнообразие в Себе? Для удовольствия Своих преданных. Его пленительные качества безгранично растут, давая преданным (которые по природе своей также духовны) множество разнообразных возможностей служить Ему, например, слушая о Нем или воспевая Его славу. Это духовное разнообразие в преданном служении постоянно растет. Ему нет начала и конца. Оно проявляется в Самом Господе и в Его преданных, усиливая их красоту, сияние и блаженство, а также вдыхая новую