Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 290 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 290

как способность следовать всем правилам варнашрамы) еще не дают человеку права встать на путь чистого бхакти. В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) Господь Брахма подтверждает, что чистую преданность легко можно обрести, если просто положиться на милость Верховной Личности Бога (тат те `нукампам су-самикшаманах). Иного способа нет. По милости Верховного Господа, человек, полностью положившийся на Него одного и занятый преданным служением, непременно достигнет абсолютного счастья. В практическом преданном служении и рождается совершенство бхакти.

ТЕКСТ 214

татранубхавита со `ну-

бхаванийо `нубхутайах

вриттайах карананам ча

бахудха праспхуранти хи

татра – в этом (счастье); анубхавита – тот, кто воспринимает; сах – он; анубхаванийах – тот, кого воспринимают; анубхутайах – виды восприятия; вриттайах – функции; карананам – чувств; ча – и; бахудха – разными способами; праспхуранти – они проявляются; хи – непременно.

В этом состоянии счастья тот, кто воспринимает, тот, кого воспринимают, разные виды восприятия и функции чувств, которые обеспечивают восприятие, проявляются по-разному.

КОММЕНТАРИЙ: Бхакти-шастры уже доказали, что блаженство преданного служения Верховному Господу во много раз больше и гораздо возвышенней, нежели та тень счастья, которую чувствуют погруженные в свою медитацию имперсоналисты-атмарамы. Здесь олицетворенные священные писания подкрепляют свое утверждение еще одним логическим аргументом. В блаженстве преданного служения отчетливо видны все составляющие индивидуального опыта: преданный, который наслаждается радостью служения, Личность Бога – объект его восприятия, конкретные отношения, в которые вовлечены они оба, а также деятельность чувств, которая способствует восприятию. Преданный понимает: «Я – слуга Бога», и, более того, соотносит себя с конкретным видом служения, например, с массированием стоп Господа. Господь, который завладевает вниманием преданного, являет множество неотразимо привлекательных качеств, таких как телесная красота, обаяние и тому подобное. Функции чувств преданного проявляются по-разному: через слушание, повторение и прочие способы служения. Все эти составляющие преданности предстают во множестве вариантов и разновидностей. Таким образом, счастье чистой преданности включает в себя безграничное разнообразие; никакой иной вкус не может сравниться с ним.

Кто-то может возразить, что, сознавая себя и свои чувства, преданный не сможет во всей полноте насладиться сознанием лотосных стоп Господа. Но это слабый аргумент. Когда чистый преданный сознает себя, это является составной частью его восприятия Бога. Он воспринимает себя не как отдельное существо, но как личность, имеющую близкие взаимоотношения с Господом. Никакой естественный закон не препятствует тому, чтобы одновременно сознавать Верховного Господа и себя, а восприятие Господа никак не мешает восприятию своего «я». Сознание своего подчиненного положения, положения слуги Бога, полностью совместимо с сознанием Господа и Его всепривлекающих качеств. Если человек, находящийся в сознании Бога, забывает о собственном существовании, то тогда он может и вовсе не существовать. Если человек забывает о том, что у него на шее драгоценный камень, то какая разница – есть он там или нет? Поэтому, когда в священных писаниях описывается самоосознание, там постоянно используются такие слова как анубхути («восприятие»). Например, в «Шримад-Бхагаватам» (10.12.11): иттхам сатам брахма-сукханубхутйа.

ТЕКСТ 215

парам самадхау сукхам экам аспхутам

вриттер абхаван манасо на чататам

вриттау спхурад васту тад эва бхасате

`дхикам йатхаива спхатикачале манах

парам – одноцветное; самадхау – в самадхи; сукхам – счастье; экам – оторванное; аспхутам – неясное; вриттех – функций; абхават – из-за отсутствия; манасах – ума; на – не; ча – и; ататам – протяженный; врттау – в активных функциях; спхурат – проявляется; васту – объект; тат – этот; эва – в действительности; бхасате – является; адхикам – больше; йатха – подобно; эва – в действительности; спхатика – хрусталя; ачале – в горе; манах – ослепительному свету.

Счастье, которое испытывает имперсоналист, погруженный в самадхи, бесцветное, замкнутое и ограниченное, ибо в этом состоянии прекращает функционировать ум. Когда же объект медитации проявляется в активном уме, он выглядит гораздо ярче, подобно солнечному свету, отразившемуся от хрустальной горы.

КОММЕНТАРИЙ: Когда имперсоналист погружен в медитативный транс, его эго и внешние чувства перестают действовать. Вслед за этим он перестает ощущать свою индивидуальность, а значит утрачивает и способность восприятия. Поэтому так называемое счастье имперсоналиста, погруженного в самадхи, лишено наполнения. Говорят, что в этот состоянии перестает функционировать ум, а значит – и все внутренние и внешние чувства, ибо чувства зависят от ума. Следовательно, если имперсоналист и чувствует при этом какое-то счастье, оно должно быть монотонным, смутным и неясным, как если бы его и вовсе не было. Принимая это во внимание, олицетворенные Веды в «Шримад-Бхагаватам» (10.87.29) восхваляют Верховную Личность, источник Брахмана, следующим образом:

на хи парамасйа кашчид апаро на параш ча бхавед

вийата ивападасйа тава шунйа-тулам дадхатах

«Для Тебя, Верховной Личности Бога, не существует ни близких друзей, ни посторонних. Ты как бесплотное небо, которое не обладает свойствами, позволяющими его ощутить. В этом смысле Ты подобен пустоте».

Имперсоналисты могут ответить на это, что ощущение Брахмана в самадхи едва ли можно назвать пустотой, поскольку Брахман – самопроявленный источник всего сущего, всегда и повсюду. Хотя это возражение до какой-то степени справедливо, в самадхи чувства человека прекращают функционировать, поэтому то, что он испытывает, ничуть не лучше небытия. И хотя безличный Брахман