Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 289 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 289

может отказаться от стремления к освобождению. Еще один случай – когда самоудовлетворенность, наряду с другими совершенствами, обретаемыми с достижением Брахмана, может увлечь невежественного непреданного идеей служения Богу. В действительности, все эти совершенства суть достояния Верховной Личности, поэтому они могут привлечь к Нему некоторые категории людей.

ТЕКСТ 211

бхактим винапи тат-сиддхам

асантошо бхавен на тат

шримад-бхагаватендранам

мате са хи гуно махан

бхактим – преданности; вина – без; апи – даже; тат – этого (удовлетворенности в своем «я»); сиддхау – в достижении; асантошах – неудовлетворенности; бхавет на – там не должно быть; тат – этой; шримат-бхагавата – благословенных вайшнавов; индранам – предводителей; мате – по мнению; сах – это; хи – в действительности; гунах – хорошим качеством; махан – считается.

Нет причин печалиться, если кто-то становится самоудовлетворенным, не будучи при этом предан Господу. Лучшие из святых вайшнавов считают подобное хорошим событием.

КОММЕНТАРИЙ: Что плохого в том, если у человека, не занятого преданным служением, возникает нечто столь бесполезное и ничтожное как атмарамата? Бхакти – драгоценный камень, а атмарамата – соломинка. Поэтому мудрые преданные не испытывают беспокойства, когда кто-то достигает этого состояния без помощи преданного служения. По сравнению с преданностью лотосным стопам Личности Бога – волшебным философским камнем, самоудовлетворенность, которую чувствует имперсоналист, отвратительна. Она приводит лишь к страданиям и ничем не лучше жизни в аду. Великим святым, сведущим в науке преданного служения, нравится наблюдать этот контраст между редким сокровищем бхакти и не имеющей никакой ценности атмараматой, ибо так становится очевидным чрезвычайное превосходство чистой преданности. Если же кто-то по глупости своей стремится к мукти, но терпит неудачу, это тоже очень хорошо.

ТЕКСТ 212

тад-дхетуш читта-шуддхир ва

сва-дхармачара-бхактитах

бахйайас тв алпакам бхактер

антарйах су-махат пхалам

тат – этой (удовлетворенности в своем «я»); хетух – причина; читта – сердца; шуддхих – очищение; ва – или; сва-дхарма – предписанных обязанностей; ачара – исполнение; бхактитах – из преданного служения; бахйайах – внешнее; ту – но; алпакам – незначительный; бхактех – из преданного служения; антарйах – из внутреннего; су-махат – величайший; пхалам – результат.

Но с другой точки зрения, чистота сердца, являющаяся причиной самоудовлетворенности, может проистекать из выполнения предписанных обязанностей – а это, в конце концов, одна из разновидностей преданного служения. Таким образом, результат, к которому приводит внешнее преданное служение, ничтожен, а плод внутренней практики бхакти возвышен.

КОММЕНТАРИЙ: Выслушав все эти рассуждения, некоторые вайшнавы могут по-прежнему настаивать на том, что без бхакти человек вообще ничего не сможет достичь. Наличие бхакти – пусть даже в самой малой степени – необходимо в любом случае. Для удовольствия таких преданных бхакти-шастры решили взглянуть на проблему с иной точки зрения, на что указывает слово ва («или»). Самоудовлетворенность, к которой стремятся имперсоналисты, является следствием чистоты сознания, которой можно достичь, выполняя свои предписанные обязанности в рамках варнашрамы. А поскольку выполнение предписанных обязанностей является одной из разновидностей преданного служения, смешанного с кармой, справедливо заключить, что и для имперсоналиста успех в его деятельности зависит от бхакти.

Если же кто-то возразит, что результатом преданного служения может быть только любовь к Богу, но никак не атмарамата или что-то еще, бхакти-шастры отвечают на это, что следование предписаниям Вед – это лишь внешняя разновидность преданного служения. Результат ее – просто самоудовлетворенность. Основной же формой бхакти является служение внутреннее, в которое входит слушание о Господе, воспевание Его славы, памятование о Нем и так далее. Такое служение приносит человеку заветный плод премы.

ТЕКСТ 213

ниджатмарамата-пашчад

бхаджатам тат-падамбуджам

нирвигхнам ачират сидхйед

бхакти-ништха-маха-сукхам

ниджа – собственной; атма-арамата – удовлетворенности в своем «я»; пашчат – после; бхаджатам – теми, кто поклоняется; тат – Его; пада-амбуджам – лотосным стопам; нирвигхнам – беспрепятственно; ачират – быстро; сидхйет – может быть получено; бхакти – в чистом преданном служении; ништха – от твердой убежденности; маха-сукхам – великое счастье.

Некоторые имперсоналисты, достигнув самоудовлетворенности, начинают поклоняться лотосным стопам Господа. Они быстро и без труда утверждаются в преданном служении и чувствуют от этого огромное счастье.

КОММЕНТАРИЙ: Среди самоудовлетворенных живых существ находятся редкие души, которые по тем или иным причинам удостаиваются особой благосклонности Господа и отказываются от своей атмараматы, чтобы поклоняться Ему. Они быстро достигают высшего совершенства. Обычные люди, запутавшиеся в сетях материальных страданий, не могут сразу же достичь успеха в преданном служении. Но имперсоналисты-атмарамы уже поднялись над ограниченным и полным невзгод материальным существованием, поэтому без всяких задержек могут идти к тому счастью, которое приносит бхакти. Очень скоро они осознают: то, что они привыкли считать невыразимой сутью жизни в освобождении – реальностью, исполненной вечности, знания и блаженства, – это всепривлекающая личность Бога.

Даже некоторые философы признают, что имперсоналисты – превосходные кандидаты (уттама-адхикари) на обретение бхакти. Никто не лишен права на преданное служение Господу. Как гласит пословица, ганга-снана ива бхагавад-бхактау сарве `пй адхикаринах: «Всем дозволено омываться в Ганге, и точно так же каждый достоин того, чтобы преданно служить Верховному Господу».

Но по мнению Шрилы Санатаны Госвами и преданных его сампрадаи, никакие материальные достояния (такие