Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 288 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 288

это лишает смысла то высказывание из шастр, на которое вы ссылаетесь: „Даже освобожденные мудрецы становятся вайшнавами и занимаются преданным служением“. Человек не может приступить к тому, что когда-то уже начал.

Одно вероятное объяснение этому может заключаться в следующем. Даже если, выполнив какое-то служение Господу, человек достигает цели жизни – самоудовлетворенности – влечение к преданному служению может у него сохраниться, подобно тому, как сохраняются на какое-то время едва заметные следы желания чувственных наслаждений, даже после того, как джива достигла освобождения. Хотя освобожденной душе не к чему больше стремиться, ей может хотеться по-прежнему служить Верховному Господу, просто потому, что ее привлекают Его личные качества. Сохраняющееся в ней желание общаться с Личностью Бога – единственная возможная причина подобного поведения. В конце концов, эта обусловленность, вызванная преданностью, тоже пройдет, и полностью созревшая душа окончательно осознает свое абсолютное единство со Всевышним.

Вы, вайшнавы, несомненно, имеете сильную веру в привлекательность Личности Бога и Его качеств. Согласно вашему учению, освобождение – лишь незначительный побочный продукт преданного служения; главный же результат бхакти – обретение любви к лотосным стопам Верховного Господа. Поэтому вы воображаете, будто, даже достигнув конечной цели жизни (свараматы), джива, якобы по милости Личности Бога и благодаря общению с Его преданными, решит, что она не представляет особой ценности и откажется от нее в пользу бхакти. Но признавать, что преданное служение ведет к самоудовлетворенности, с вашей стороны будет логически непоследовательно. Таким образом вы отрицаете подлинную важность цели жизни».

В текстах с 208 по 211 бхакти-шастры рассеют эти сомнения. Сначала они указывают на то, что ощутить самоудовлетворенность довольно легко: для этого нужно просто отказаться от ложного эго. Для этого даже не нужно заниматься преданным служением. Но как же можно отказаться от ложного эго без какого-либо преданного служения Господу? Бхакти-шастры ссылаются на мнение знатоков шастр, таких как Шри Васиштха, которым ведома природа этого явления. По их мнению, отбросить ложное эго просто. В «Йога-васиштха-рамаяне» говорится:

апи пушпавадаланад

апи нетра-нимиланат

су-каро `ханкрити-тйаго

матас тат-таттва-ведибхих

«По мнению тех, кто действительно понимает природу ложного эго, отбросить его не труднее, чем сорвать цветок или закрыть глаза».

Непреданный может спросить: «Преданное служение – это деятельность. А всякую деятельность направляет эго. Так как же может развиваться преданное служение после того, как эго отброшено?» Такой вопрос может возникнуть у того, кто неправильно понимает природу личных энергий Верховного Господа. Подобно тому, как одна из этих особых энергий обеспечивает вайшнавов духовными телами, другая дает им духовное эго, заключающееся в представлении о себе как о слуге Бога. Имея такое духовное эго, несложно обрести чистое преданное служение.

ТЕКСТ 209

авантара-пхалам бхактер

эва мокшади йадй апи

татхапи натмараматвам

грахйам према-виродхи йат

авантара – промежуточные; пхалам – плоды; бхактех – преданного служения; эва – в действительности; мокша-ади – освобождение и тому подобное; йади апи – хотя; татха апи – все еще; на – не; атма-араматвам – удовлетворенность в своем «я»; грахйам – ценное приобретение; према – чистой любви к Богу; виродхи – препятствующее; йат – которое.

Хотя освобождение и все, к чему оно приводит, являются естественными побочными продуктами бхакти, преданные не считают самоудовлетворенность ценным приобретением, ибо она мешает чистой любви к Богу.

КОММЕНТАРИЙ: Разве вайшнавы не черпают радость в своем «я»? Разве не обладают и они полным знанием и мистическими совершенствами йогов? Да, их духовная практика, заключающаяся в слушании и повторении повествований о Господе и в служении Ему, естественным образом дарует им эти блага. Эти достижения – «промежуточный» результат бхакти. Они подобны огню, который, прежде чем разгореться, так, чтобы на нем можно было готовить, сначала прогоняет темноту и холод. Достигнув освобождения в безличном бытии Брахмана, живое существо становится самоудовлетворенным. Но преданным Господа не рекомендуется наслаждаться этой радостью. Они должны всячески избегать этого, несмотря на то, что такое состояние для них легко доступно. Преданные должны отвергать все, что препятствует их продвижению на пути чистой бхакти и замедляет их духовный прогресс.

ТЕКСТ 210

бхактех пхалам парам према

триптй-абхава-свабхавакам

авантара-пхалешв этад

ати-хейам сатам матам

бхактех – преданного служения; пхалам – плод; парам – высший; према – чистая любовь; трипти – пресыщения; абхава – отсутствие; свабхавакам – чей отличительный признак; авантара – промежуточных; пхалешу – из плодов; этат – этот (удовлетворенность в своем «я»); ати-хейам – крайне нежелательным; сатам – святыми; матам – считается.

Конечным результатом преданного служения является према, которой по определению невозможно пресытиться. Святые считают самоудовлетворенность крайне нежелательным побочным результатом премы.

КОММЕНТАРИЙ: Преданный, наслаждающийся премой, никогда не бывает удовлетворен собой. Ради удовольствия Господа он стремится все больше и больше предаваться Ему. Люди, сведущие в науке расы, порицают самоудовлетворенность, считая ее самой опасной помехой для бхакти. Из всех второстепенных результатов преданного служения, доступных для вайшнавов, этот наиболее опасен, и его надлежит тщательно избегать. Есть лишь несколько случаев, когда этого можно не делать. К примеру, самоудовлетворенность может быть какое-то время полезна тому, кто пытается укрыться у стоп Верховного Господа, но при этом не