Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 287 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 287

«я», могут избавиться от привязанности к безличному Всевышнему и встать на путь преданного служения.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку бхакти во много раз превосходит мукти, имперсоналисты, воистину познавшие безличный аспект Бога, иногда прекращают свою медитацию на бесформенное, чтобы заняться преданным служением Господу. В «Шримад-Бхагаватам» (11.29.3), в одной из молитв Господу Кришне, Шри Уддхава подтверждает, что подобные лебедям святые, уже достигшие освобождения, могут продвинуться еще дальше, если встанут на путь преданного служения:

атхата ананда-дугхам падамбуджам

хамсах шрайеранн аравинда-лочана

сукхам ну вишвешвара йога-кармабхис

тван-майайами вихата на манинах

«Поэтому, о лотосоокий Господь Вселенной, люди, подобные лебедям, радостно обретают прибежище Твоих лотосных стоп, источника всего трансцендентного экстаза. Те же, кто гордится своими достижениями в йоге и карме, не способны найти в Тебе прибежище, и их одолевает Твоя иллюзорная энергия».

Каким образом имперсоналисты могут возвыситься до преданного служения Господу? Лишь по Его милости. Верховный Господь, Личность Бога, горит желанием явить миру величие Своих бхакт и преданного служения. Поэтому иногда Он проявляет благосклонность к имперсоналистам, черпающим удовлетворение в своем «я», и устраивает их встречу с вайшнавами. Если имперсоналисты, будучи положительно настроены по отношению к вайшнаву, начинают общаться с ним, разум их очищается, и они осознают, насколько незначительно освобождение. Тогда они оставляют всякую надежду на мукти, забывают обо всех трудностях, с которыми сопряжено его достижение, пленяются величием Верховного Господа и вступают на путь бхакти, чтобы всячески служить Богу.

ТЕКСТ 207

мукташ часйа тайа шактйа

сач-чид-ананда-дехитам

прапитас те бхаджанте там

тадришаих каранаир харим

муктах – освобожденные души; ча – и; асйа – Его; тайа – этой; шактйа – энергией; сат-чит-ананда – вечности, знания и блаженства; дехитам – обладания телами; прапитах – достигающие; те – они; бхаджанте – поклоняются; там – Ему; тадришаих – такими; каранаих – чувствами; харим – Господу Хари.

Личная энергия Господа награждает этих освобожденных существ духовными телами, состоящими из вечности, знания и блаженства. Обретя таким образом духовные органы чувств, эти дживы начинают с их помощью поклоняться Господу Хари.

КОММЕНТАРИЙ: Имперсоналисты, достигшие освобождения еще при жизни (дживан-мукты), могут возвыситься до уровня преданного служения, ибо все еще находятся в материальных телах. Но как быть с теми, кто достиг полного освобождения и не имеет больше материального тела? Ведь, не обладая телом и чувствами, как можно служить Верховному Господу при помощи таких методов, как слушание, повторение, поклонение и вознесение молитв?

Дабы прояснить это сомнение, бхакти-шастры говорят, что даже освобожденные души, «слившиеся» с Брахманом, продолжают существовать как индивидуальные существа, несмотря на то, что их именуют муктами и сиддхами. Используя эти слова, Махараджа Парикшит в Шестой Песни «Шримад-Бхагаватам» (6.14.5) утверждает:

муктанам апи сиддханам

нарайана-парайанах

су-дурлабхах прашантатма

котишв апи маха-муне

«О великий мудрец, среди мириад душ, обретших освобождение и в совершенстве постигших его высшую суть, едва ли один становится преданным Господа Нараяны, Кришны. Таких обретших умиротворение преданных очень и очень мало». Как правило, имперсоналисты воображают себя освобожденными и совершенными, но лишь немногие из них действительно достигают освобождения в безличном Брахмане. Но эти редкие души, как и все остальные, – вечные слуги Хари, всепривлекающего Господа. И одной из миллионов таких редких душ, достигших освобождения, может посчастливиться понять эту простую истину. Поскольку разум души, «погруженной» в бытие Брахмана, находится в дремлющем состоянии, его можно вновь пробудить. Даже освобожденные души, слившиеся с бесформенным божественным светом духовного неба, вновь обретают свои вечные духовные тела, наделенные умом и чувствами. Ничто, даже освобождение, не может лишить дживу этих достояний. Таким образом, когда освобожденная душа обретает благосклонность личной энергии Верховного Господа, ее духовное тело и чувства вновь восстанавливаются, чтобы она могла слушать и петь прославления Господа Хари и радовать Его другими своими действиями.

ТЕКСТ 208

сварамата тв аханкара-

тйага-матрена сидхйати

су-каро `тива тат-тйаго

матас тат-таттва-ведибхих

сва-арамата – состояние удовлетворенности своим «я»; ту – но; аханкара – ложного эго; тйага – отвержением; матрена – просто; сидхйати – достигается; су-карах – легко сделать; атива – очень; тат – этого (ложного эго); тйагах – отвержение; матах – считается; тат – о Нем; таттва – научную истину; ведибхих – теми кто понимает.

Научиться черпать радость в своем «я» можно, просто отбросив ложное эго. Те, кто обладает научным знанием о Верховном Господе, думают, что сделать это очень легко.

КОММЕНТАРИЙ: По мнению имперсоналистов, конечной целью существования является удовлетворение, которое живое существо испытывает, осознав свое единство со Всевышним. Вайшнавов, настаивающих на том, что преданность Личности Бога выше такого удовлетворения, они считают наивными. Поэтому имперсоналисты критикуют вайшнавов: «Вы, преданные Бхагавана, верите, что человек не достигнет ничего значительного в духовной жизни, пока хотя бы немного не послужит Верховному Господу. По-вашему, не имея хоть каких-то заслуг в преданном служении, невозможно достичь даже материальных богатств, которые есть на планетах этой вселенной, вплоть до Брахмалоки, не говоря уж о том, чтобы в конечном итоге осознать Брахман и обрести удовлетворение в своем „я“.

Как же обрести такое удовлетворение? Если вы скажете „Послужив немного Господу“, то получится, что вы сами себе противоречите, ибо