при этом не стремится заработать денег больше, чем необходимо, чтобы поддержать жизнь в теле» (Бхаг., 5.5.2-3).
Вайшнавы свободны от хороших и дурных кармических последствий, являющихся результатом соответственно выполнения или нарушения наставлений Вед:
на майй эканта-бхактанам
гуна-дошодбхава гунах
садхунам сама-читтанам
буддхех парам упейушам
«Мирская добродетель и грех, которые возникают из добра и зла, царящих в материальной вселенной, не живут в сердцах Моих чистых преданных. Такие преданные, свободные от материальных желаний, в любых обстоятельствах сохраняют свое духовное сознание, ибо достигли Меня, Верховного Господа, запредельного всему, что можно постичь мирским разумом» (Бхаг., 11.20.36).
В известном стихе «Падма Пураны» (Уттара, 71.100) Господь Шива обобщил суть всех обязанностей, предписанных Ведами:
смартавйах сататам вишнур
висмартавйо на джатучит
сарве видхи-нишедхах сйур
этайор апи кинкарах
«Всегда помнить о Господе Вишну и никогда Его не забывать – все предписания и запреты являются слугами этих двух правил». Когда человек помнит о Господе Вишну, он тем самым исполняет все предписания Вед, ибо памятование о Нем пробуждает в человеке все благие качества. Но забывая Господа, он нарушает все запреты, поскольку из этого забвения рождаются все грехи. Таким образом, каждый должен стараться следовать этим двум правилам и не стремиться к чему-либо еще.
ТЕКСТ 205
карма викшепакам тасйа
ваирагйам раса-шошакам
джнанам хани-карам тат тач
чходитам тв ануйати там
карма – ритуальные обязанности; викшепакам – отвлечение; тасйах – от этого (преданного служения); ваирагйам – отрешенность; раса – трансцендентный вкус; шошакам – иссушающее; джнанам – знание; хани-карам – пагубное; тат тат – каждое из этих; шодхитам – исправляется; ту – но; ануйати – верно служит; там – ей.
Ритуальные обязанности отвлекают человека от преданного служения, вайрагья иссушает трансцендентный вкус к нему, а знание может повредить бхакти. Но когда карма, гьяна и вайрагья очищаются, они верно служат преданности Господу.
КОММЕНТАРИЙ: Если вайшнав серьезно относится к своей духовной жизни, он должен отказаться от всего, что не способствует чистому преданному служению. Наставления из раздела Вед карма-канда преграждают путь преданности сотнями обязательных ритуалов, а отречение от всего мирского иссушает пленительный вкус бхакти. Безразличие к мирскому, которое рекомендовано преданным, отличается от вайрагьи имперсоналистов, поскольку преданный отвергает не все материальное, а лишь то, что нельзя использовать в служении Господу. Такой подход описан в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.42): бхактих парешанубхаво вирактир/ анйатра чаиша трика эка-калах/ прападйаманасйа – «Преданность, непосредственное восприятие Верховного Господа и отсутствие привязанности ко всему остальному – три эти качества одновременно проявляются у того, кто обрел покровительство Верховной Личности Бога». Стремление к знанию ослабляет бхакти, ибо, когда человек постигает, что качественно подобен Богу, это приносит ему чувство удовлетворенности собой. Это ощущение ослабляет сильное желание, необходимое для того, чтобы приступить к служению Верховному Господу.
В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.31-33) трансцендентный Господь говорит:
тасман мад-бхакти-йуктасйа
йогино ваи мад-атманах
на джнанам на ча ваирагйам
прайах шрейо бхавед иха
йат кармабхир йат тапаса
джнана-ваирагйаташ ча йат
йогена дана-дхармена
шрейобхир итараир апи
сарвам мад-бхакти-йогена
мад-бхакто лабхате `нджаса
сваргапаваргам мад-дхама
катханчид йади ванчхати
«Таким образом, если преданный с любовью служит Мне, сосредоточив на Мне все свои помыслы, ему, как правило, не нужно накапливать знание и развивать в своем сердце вайрагью, чтобы обрести высшее совершенство в этом мире. Все, чего можно достичь при помощи кармической деятельности, аскезы, знания, отрешенности, мистической йоги, благотворительности, исполнения религиозного долга и других способов самосовершенствования, – все это Мой преданный без труда обретает, с любовью служа Мне. Если вдруг Мой преданный захочет вознестись на небеса, или достичь освобождения, или жить в Моей обители, Он легко обретет желаемое».
Слово прайах («как правило»), употребленное в первом из этих трех стихов, указывает на то, что иногда эти обязанности, знание и отрешенность могут до какой-то степени помочь преданному. Бхакти-шастры тоже говорят о том, что карма, гьяна и йога могут принести пользу, если будут подчинены цели бхакти. Очищенные от своих недостатков, они могут способствовать преданному служению, особенно как начальные цели практики бхакти. В «Йога-васиштха-рамаяне» говорится:
джанмантара-сахасрешу
тапо-дана-самадхибхих
наранам кшина-папанам
кришне бхактих праджайате
«Только у тех, кто тысячи жизней подряд посвящал себя аскезе, благотворительности и медитации и таким образом уменьшил свою греховную карму, возникает преданность Кришне». Когда карма, вайрагья и гьяна должным образом очищены, они могут помочь человеку подготовить себя к преданному служению. Так, карма, свободная от стремления к плодам своих трудов, становится деятельностью, совершаемой для удовольствия Верховного Господа. Вайрагья, достигшая стадии, на которой человек становится безразличен к освобождению, пробуждает в нем сильное желание служить Богу. А гьяна, свободная от представлений о всеобщем единстве, преобразуется в осознание собственной принадлежности Богу и в размышления о величии преданного служения.
ТЕКСТ 206
атмарамаш ча бхагават-
крипайа бхакта-сангатах
сантйаджйа брахма-ништхатвам
бхакти-маргам вишантй атах
атма-арамах – черпающие радость в своем «я»; ча – и; бхагават – Личности Бога; крипайа – по милости; бхакта – с Его преданными; сангатах – благодаря общению; сантйаджйа – оставив; брахма – к имперсонализму; ништхатвам – привязанность; бхакти – преданного служения; маргам – путь; вишанти – они входят; атах – затем.
По милости Личности Бога и благодаря общению с Его преданными мудрецы, черпающие радость в своем