Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 285 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 285

нирашишо бхактир

нирапекшасйа ме бхавет

«Говорят, что наивысшей стадией освобождения является полное отсутствие привязанности. Поэтому тот, кто ни к чему не привязан и не стремится к личному вознаграждению, может обрести любовное преданное служение Мне». В этом стихе Кришна указывает на то, что высшая (или единственная истинная) цель жизни – это безразличие к чувственным наслаждениям и всему мирскому. Или же, если сформулировать это иначе, высшее благо обретет лишь тот, кто равнодушен к мирскому. Это высшее благо называют освобождением. Но тот, кто полностью свободен от привязанностей, равнодушен даже к освобождению и методам, при помощи которых его можно достичь, – знанию, вайрагье и так далее. Поэтому такой человек может обрести чистое преданное служение Кришне.

В «Шри Вишну Пуране (3.8.9) Аурва Риши говорит царю Сагаре:

варнашрамачара-вата

пурушена парах пуман

вишнур арадхйате пантха

нанйат тат-тоша-каранам

«Поклоняться Личности Бога, Господу Вишну, – значит должным образом выполнять свои обязанности, предусмотренные системой четырех варн и четырех ашрамов. Нет иного способа удовлетворить Господа». Тот, кто придерживается принципов варнашрама-дхармы, не складывает с себя все обязанности, полагая, что миссия его жизни выполнена. Но он не занят ничем иным (нанйат), кроме поклонения Господу Вишну.

Это высказывание из «Вишну Пураны» ясно указывает на то, что вершиной всех обязанностей в системе варнашрамы является поклонение Господу Вишну. Никакой другой метод духовного совершенствования (пантхах), – ни карма, ни гьяна, ни что-либо еще, – не доставит удовольствия Господу (тат-тоша-каранам). Сами по себе эти другие методы не могут удовлетворить Господа Вишну, поэтому до тех пор, пока их не поставят на службу бхакти, от них так и не будет никакого толку.

Но при этом Господь не велит нам отказываться от своих обязанностей в системе варнашрамы:

шрути-смрити мамаиваджне

йас те улланкхйа вартате

аджна-ччхеди мама дрохи

мад-бхакто `пи на ваишнавах

«Шрути и смрити состоят из Моих указаний. Если кто-то идет вразрез с этими священными писаниями, он тем самым нарушает Мою волю, а значит становится Моим противником. Даже если такой человек притворяется Моим преданным, он не вайшнав».

Выполнение обязанностей в системе варнашрамы помогает человеку продвигаться по пути к преданному служению. Именно поэтому Господь произносит эти слова. По крайней мере, на низших стадиях духовного развития человеку не следует отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Их нужно выполнять, особенно тем, кто идет по пути материального прогресса (правритти-маргу) и кому не хватает веры в трансцендентный процесс бхакти.

Верховный Господь делает подобные высказывания для того, чтобы побудить людей строго выполнять свой религиозный долг. Однако в священных писаниях немало и таких утверждений, где говорится, что сфера материальных обязанностей ограничена; ограничены и те блага, которые они приносят. Если они противоречат более важным духовным обязанностям, то ими с чистой совестью можно пренебречь. Поэтому, даже если преданному, строго следующему по пути бхакти, не удается выполнить какие-то кармические обязательства, его не следует считать падшим. В «Падма Пуране» Верховный Господь говорит:

мат-карма курватам пумсам

крийа-лопо бхавед йади

тешам кармани курванти

тисрах котйо махаршайах

«Если человеку, который трудится ради Меня, не удается выполнить какие-то иные кармические обязанности, тридцать миллионов возвышенных мудрецов выполнят их за него». В той же самой Пуране приводятся молитвы Девадьюти:

йасмин джнате на курванти

карма чаива шрутиритам

нирешана джаган-митрах

шуддхам брахма намами там

«Те, кто познал этого чистого Всевышнего Господа, оставляют обязанности, предписанные в шрути, утрачивают всякое честолюбие и становятся друзьями всего мира. Я склоняюсь перед Ним».

Бывает так, что преданный отказывается от выполнения мирских обязанностей, просто теоретически узнав о Верховном Господе. Что же в таком случае можно сказать о тех, кто полностью вручил себя Господу и лично служит Ему? Господь Кришна в Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам» (11.20.9) говорит следующее:

тават кармани курвита

на нирвидйета йавата

мат-катха-шраванадау ва

шраддха йаван на джайате

«Пока человек не пресытится кармической деятельностью и в нем не проснется вкус к преданному служению (например, к слушанию рассказов обо Мне), он должен поступать в соответствии с заповедями Вед». Здесь имеется в виду, что человек, ощутивший вкус к преданному служению, не обязан больше следовать ведическим предписаниям, касающихся мирских обязанностей. Усилительная частица ва указывает на то, что преданных влечет к слушанию и повторению рассказов о Верховном Господе, и ничто другое их не интересует.

махантас те сама-читтах прашанта

виманйавах сухридах садхаво йе

«Махатмы ко всем относятся одинаково. Они всегда уравновешены, умиротворены и целиком отдают себя преданному служению. Они свободны от гнева и заботятся о благе каждого. Они никогда не совершают дурных поступков».

йе ва майише крита-саухридартха

джанешу дехамбхара-вартикешу

грихешу джайатмаджа-рати-матсу

на прити-йукта йавад-артхаш ча локе

«Того, кто стремится пробудить в себе сознание Кришны и развить любовь к Богу, не привлекают занятия, которые не связаны с Кришной. Такой человек не общается с теми, кто думает только о том, как удовлетворить свои телесные потребности – в еде, сне, сексе и самозащите. Он может вести семейную жизнь, однако он не привязан к своему дому, жене, детям, друзьям и имуществу. В то же время он не пренебрегает своими обязанностями. Он трудится, но