Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 283 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 283

и ненависть к Господу, ибо и то и другое приносит духовные плоды. К примеру, в Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (10.87.23) говорится следующее:

нибхрита-марун-мано-`кша-дридха-йога-йуджо хриди йан

мунайа упасате тад арайо `пи йайух смаранат

стрийа урагендра-бхога-бхуджа-данда-вишакта-дхийо

вайам апи те самах сама-дришо `нгхри-сароджа-судхах

«Той же самой Абсолютной Истины, которой поклоняются мудрецы, утвердившиеся в йоге, управляя дыханием, умом и чувствами, враги Господа достигают, просто думая о Нем. Мы, шрути, большую часть времени созерцаем Тебя в Твоем всепроникающем аспекте. Но мы отведаем того же нектара с Твоих лотосных стоп, что и Твои жены, которые наслаждаются любовным влечением к Твоим змееподобным рукам, ибо Ты взираешь на нас и на них одинаково». В Седьмой Песни (7.1.30) Нарада Муни говорит:

камад двешад бхайат снехад

йатха бхактйешваре манах

авешйа тад-агхам хитва

бахавас тад-гатим гатах

«Очень многие обрели освобождение, просто погрузившись в мысли о Кришне и оставив греховные занятия. Глубокая же сосредоточенность ума на Господе может быть порождена вожделением, враждебностью, страхом, нежной привязанностью или преданным служением».

Но истинный смысл этих стихов заключается в том, что любовь к Верховному Господу и ненависть к Нему равны лишь в том, что вызволяют живое существо из материального круговорота рождения и смерти и демонстрируют могущество памятования о Господе, созерцания Его и Его милости.

В одном из стихов Седьмой Песни (7.1.27) Нарада даже как будто прославляет ненависть к Господу:

йатха ваиранубандхена

мартйас тан-майатам ийат

на татха бхакти-йогена

ити ме нишчита матих

«Преданно служа Верховному Господу, человек не может погрузиться в мысли о Нем столь же глубоко, как те, кто относится к Богу враждебно. Таково мое мнение».

Но по мнению Санатаны Госвами, это высказывание Нарады – просто удачный способ выразить естественное удовлетворение, которое он чувствует, преданно служа Господу, а также глубину и силу его чистой любви к Богу. Иначе как бы он мог сказать подобное в царском собрании Юдхиштхиры Махараджа, великого вайшнава, и в присутствии Шри Кришнадевы – верховного учителя и искушенного знатока рас преданного служения?

Еще одно объяснение этой странной похвалы Нарады, состоит в том, что таким образом он тонко высмеивает освобождение саюджья, то есть погружение в безличное бытие Всевышнего. В таком случае истинный смысл его высказывания таков: будучи враждебно настроенным по отношению к Господу, живое существо достигает лишь слияния с Ним (тан-майата), которое не имеет никакой ценности.

ТЕКСТ 202

кришна-бхактйаива садхутвам

садханам парамам хи са

тайа садхйам тад-ангхрй-абджа-

йугалам парамам пхалам

кришна-бхактйа – преданностью Кришне; эва – только; садхутвам – святость; садханам – практика; парамам – высочайшая; хи – непременно; са – это; тайа – ей; садхйам – цель; тат – Его; ангхри-абджа – лотосных стоп; йугалам – пара; парамам – высочайшая; пхалам – цель.

Лишь тот, кто предан Кришне, может стать святым. Преданность Ему – высочайший метод духовного развития, который приводит живое существо к высочайшей цели – лотосным стопам Господа Кришны.

КОММЕНТАРИЙ: Приверженцы обрядовой деятельности, предписанной Ведами, а также то, кто постигает ведическую науку, могут пользоваться уважением обычных людей, которые считают их занятия серьезной духовной деятельностью. Но близкие преданные Господа знают, что только преданное служение Шри Кришне всецело духовно, а все остальные методы самосовершенствования имеют лишь относительную ценность. Таким образом, истинными садху можно считать лишь чистых преданных Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» (9.4.63, 68) приводятся слова Господа Вишну, сказанные им Дурвасе Муни, когда тот пребывал в замешательстве после столкновения с великим преданным Амбаришей Махараджей:

ахам бхакта-парадхино

хй асватантра ива двиджа

садхубхир граста-хридайо

бхактаир бхакта-джана-прийах

«Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, поэтому Я нахожусь только в их сердцах. Что говорить о них, когда даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги Мне».

садхаво хридайам махйам

садхунам хридайам тв ахам

мад-анйат те на джананти

нахам тебхйо манаг апи

«Чистый преданный всегда в Моем сердце, а я всегда в сердце чистого преданного. Мои преданные не хотят знать ни о чем другом, кроме меня, а Я не знаю никого, кроме них».

Преданное служение Кришне – лучший метод духовного совершенствования, ибо он приводит живое существо к лотосным стопам Кришны. Другие методы, такие как карма, гьяна и вайрагья, имеют ценность лишь в том случае, когда играют подчиненную роль, помогая человеку развить в сердце чистую бхакти. Лотосные стопы Кришны – высшая цель жизни, с которой не сравнится ни одно другое достижение, в том числе осознание Брахмана.

ТЕКСТ 203

тад-бхакти-расиканам ту

махатам таттва-вединам

садхйа тач-чаранамбходжа-

макарандатмикаива са

тат – Ему; бхакти – к чистому преданному служению; расиканам – тех, кто имеет подлинный вкус; ту – но; махатам – которые являются великими душами; таттва-вединам – кто обладает систематическими познаниями в науке об истине; садхйа – целью; тат – Его; чарана-амбходжа – у лотосных стоп; макаранда – из нектара; атмика – состоящее; эва – только; са – это (бхакти).

А для тех великих душ, которым ведома истина, и которые всегда готовы пить нектар чистого преданного служения, целью является именно это – нектар служения лотосным стопам