Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 282 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 282

принять от Тебя материальные дары. Вместо этого, как отец, который делает для своего сына все необходимое, не дожидаясь, пока сын попросит его об этом, даруй мне то, что, по Твоему мнению, принесет мне истинное благо». Далее говорится:

итй ади-раджена нутах са вишва-дрик

там аха раджан майи бхактир асту те

диштйедриши дхир майи те крита йайа

майам мадийам тарати сма дустйаджам

«Выслушав молитвы Махараджи Притху, Господь, взору которого открыта вся Вселенная, обратился к царю с такими словами: „Дорогой царь, Я благословляю тебя на то, чтобы ты всегда служил Мне с любовью и преданностью. Только человек, который, подобно тебе, не помышляет ни о чем другом, кроме служения Мне, может преодолеть неодолимую иллюзорную энергию майи» (Бхаг., 4.20.31-32).

ТЕКСТ 199

атхапй ачарйамана са

настикатвам витанвати

кшипет калпайитарам там

дустаре наракоткаре

атха апи – тем не менее; ачарйамана – будучи воплощено в действии; са – это (предположение); настикатвам – безверие; витанвати – расширяющееся; кшипет – швырнет; калпайитарам – теоретика; там – его; дустаре – непреодолимый; нарака – адов; уткаре – в долгий ряд.

Если же какой-то теоретик будет действовать, предполагая нечто подобное, это наполнит его ум безбожными заблуждениями и сбросит его в адские миры, которые он будет проходить один за другим, не имея возможности выбраться.

КОММЕНТАРИЙ: Если кто-то отказывается принимать всерьез слова и поступки возвышенных святых, и поступает так, как если бы слава преданного служения была всего лишь преувеличением, он превратится в безбожника. Он утратит веру в авторитет ведических писаний и будет все больше и больше гордиться своей ученостью. В конце концов все эти выдуманные теории (о том, что слова святых – артха-вада) обрекут такого человека на адские наказания, от которых он еще долго не сможет уйти. «Нарада Пурана» предостерегает:

пуранешу двиджа-шрештхах

сарва-дхарма-правактришу

правадантй артха-вадатвам

йе те нарака-бхаджанах

«О лучшие из брахманов, Пураны, – авторитетный источник, в котором содержатся наставления обо всех сторонах религиозной жизни. Те же, кто говорит, будто наставления Пуран – всего лишь артха-вада, обречены страдать в аду».

Цель таких высказываний – убедить гордых логиков отбросить свои беспочвенные, вызывающие теории и согласиться с тем, что преданное служение Господу превосходит даже освобождение. Тех же мудрствующих теоретиков, которые не согласятся с этим, ждет наказание в аду. Философские воззрения, с которыми им следует согласиться, были изложены выше, в текстах со 178 по 181.

На то, чтобы достичь освобождения при помощи методов, изложенных в ведических писаниях, потребуется много жизней. Многих так называемых философов-идеалистов, цель которых – освобождение, на пути ждет неудача. Поэтому надлежит понять, что стремление к безличному освобождению ничего не даст и его следует отбросить.

ТЕКСТ 200

ахо шлагхйах катхам мокшо

даитйанам апи дришйате

таир эва шастраир ниндйанте

йе го-випради-гхатинах

ахо – о; шлагхйах – достойно похвалы; катхам – почему; мокшах – освобождение; даитйанам – демонов; апи – даже; дришйате – видно; таих – теми; эва – теми же самыми; шастраих – писаниями; ниндйанте – проклинаемые; йе – кто; го-випра-ади – коров, брахманов и других; гхатинах – убийцы.

И в самом деле, как могут священные писания прославлять освобождение, если его достигали даже отъявленные демоны, убивавшие коров и брахманов – демоны, которых те же самые писания проклинают?

КОММЕНТАРИЙ: Здесь приводится еще один простой аргумент. Из историй, рассказанных в священных писаниях, мы узнаем, что освобождения достигали даже демоны, подобные Камсе и Агхасуре. А значит люди, которые по природе своей являются противоположностью демонам, не должны к нему стремиться. Даже те писания, в которых прославляется мукти, осуждают демонов, убивающих коров и брахманов и поносящих Веды и ведические жертвоприношения. В «Шримад-Бхагаватам» (10.4.40) подобное умонастроение демона отражено в совете, который дают царю Камсе его министры:

тасмат сарватмана раджан

брахманан брахма-вадинах

тапасвино йаджна-шилан

гаш ча ханмо хавир-дугхах

«Поэтому, о царь, мы, во всем верные тебе, станем убивать ведических брахманов, тех, кто приносит жертвы и совершает аскезу, а также коров, дающих молоко, из которого получают топленое масло, используемое в жертвоприношениях».

Демоны совершают множество подобных злодеяний. Поэтому цель, которой они достигают, тоже должна считаться отвратительной.

ТЕКСТ 201

сарватха пратийогитвам

йат садхйтвасуратвайох

тат садханешу садхйе ча

ваипаритйам килочитам

сарватха – во всех отношениях; пратийогитвам – противоположность; йат – которая; садхутва – быть святым; асуратвайох – быть демоном; тат – той; садханешу – в практике; садхйе – в цели; ча – и; ваипаритйам – противоположной природы; кила – в действительности; учитам – подобает.

Святые и демоны полностью противоположны по своей природе. Поэтому только лучше, если противоположными у них будут и садхана, и цель.

КОММЕНТАРИЙ: Преданные Верховного Господа полностью отличаются от Его врагов в том, что касается личных качеств и поведения. Поэтому и цель их жизни, и практика, которой они придерживаются, чтобы ее достичь, также должны полностью отличаться. Преданные поклоняются Личности Бога и медитируют на Его лотосные стопы, а демоны действуют прямо противоположным образом: пытаются осознать, что сами едины со Всевышним. Целью преданных является према-бхакти, тогда как цель демонов – мукти.

Следует признать, что иногда бхакти-шастры приравнивают преданное служение