Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 280 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 280

когда дживы достигают освобождения и погружаются в отдельные части Брахмана, из которых появились на свет, они снова становятся едины с Ним. Но бхакти-шастры отвечают на это, что, поскольку дживы по самой природе своей обладают самостоятельным существованием и ограниченны, они не могут стать неделимым Всевышним и наслаждаться всем Его безграничным блаженством. Напротив (в том числе, если признать данную теорию), даже достигнув освобождения, они продолжают существовать отдельно, и даже воссоединившись со Всевышним, сохраняют свою индивидуальность. Отсюда можно понять, что, хотя дживы неотличны от Брахмана, они в некотором смысле и отличны от Него.

Соответственно, в священных писаниях говорится и о том, что иногда, по особой милости Верховного Господа, освобожденная душа, слившаяся с Брахманом, начинает жаждать радостей бхакти и снова обретает индивидуальное бытие, чтобы получить духовное тело и с ним – возможность служить Богу. По этому поводу Шри Шанкарачарья-пада сказал:

сатй апи бхедапагаме натха

тавахам на мамакинас твам

самудро хи тарангах ква-

ча на самудрас тарангах

«Господь мой, даже когда все различия ушли, я по-прежнему Твой, но Ты – не принадлежишь мне. Волна принадлежит океану, океан же никак не может принадлежать волне» («Прартхана-шатпади», 3). Это высказывание Шанкарачарьи, в котором выражена основная идея философии бхеда-абхеда, как нельзя лучше подходит к данному обсуждению. Даже после того, как иллюзорное отличие дживы от Господа исчезает, сохраняется ее истинное отличие от Него – принадлежность Господу. В противном случае, в словах натха тавахам («Господи, я Твой») не было бы смысла.

Речные воды не могут сами по себе в буквальном смысле слова стать океаном, ибо последний обладает качествами, которых у рек нет (например, способностью производить на свет драгоценные камни). Когда говорят, что реки сливаются с океаном, это означает, что, когда они впадают в океан, их самостоятельное существование больше не заметно. В действительности же это единство неистинно. Столь же неистинно освобождение в том виде, как его описывают имперсоналисты. Ибо, если принять их точку зрения, освобождение придется приравнять к небытию, напоминающему небытие погасшего пламени. Опять же, если освобожденная душа становится полностью едина с Брахманом, у нее не остается возможности для счастья, ибо ей не полагается сохранять ум и другие способности индивидуального сознания, которыми она может ощутить это счастье.

Даже достигнув освобождения, душа сохраняет индивидуальность. Поэтому, когда в классических священных писаниях рассматриваются четыре типа уничтожения: постепенное разложение материи, частичное разрушение Вселенной в конце дня Брахмы, полное разрушение Вселенной в конце жизни Брахмы и освобождение индивидуальных душ, – освобождение и полное уничтожение рассматриваются как явления разного порядка.

ТЕКСТ 197

сада прамана-бхутанам

асмакам махатам татха

вакйани вйавахараш ча

праманам кхалу сарватха

сада – всегда; прамана-бхутанам – кто авторитетный; асмакам – нас; махатам – великих душ; татха – также; вакйани – высказывания; вйавахарах – поведение; ча – и; праманам – стандартное свидетельство; кхалу – несомненно; сарватха – во всех ситуациях.

Нас, священные писания, всегда считают авторитетным источником информации. Наши слова, а также слова и поведение великих душ, во всех обстоятельствах являются общепризнанным свидетельством.

КОММЕНТАРИЙ: По мнению некоторых философов-идеалистов, Абсолютная Истина всегда едина и в ней отсутствуют различия. Разнообразие в ней появляется только вследствие внешнего покрова иллюзии, из-за которой кажется, будто единый Абсолют становится множеством джив. Когда же мы познаем истину, а этот обманчивый покров спадает, остается лишь одна Абсолютная Истина. Таким образом, иллюзия возникает тогда, когда из-за временных внешних обозначений начинает казаться, что джива существует отдельно. Когда же эта иллюзия пропадает, живое существо достигает мукти и снова, как и прежде, осознав свою тожественность с Брахманом, ощущает огромное блаженство. А значит, следуя этой логике, осознание Брахмана составляет подлинное счастье. Более того, согласно этой точке зрения, в состоянии мукти не остается влечения к ложному эго, даже в его тончайших формах. И даже того, кто некогда наслаждался этим ложным эго и призрачным счастьем, которое оно приносило, не остается, ибо он прекращает свое существование. Таким образом, в мукти заключено истинное счастье, – счастье, которое приходит от осознания своей подлинной природы. Те, кто проповедует преданность Богу, верят, что Шри Бхагаван, личностный аспект Бога, является воплощением сач-чид-ананды. И когда этот аспект постоянно проявлен, преданные испытывают самое возвышенное и «концентрированное» блаженство, которое намного превосходит счастье освобождения. Соответственно, утверждают они, бхакти выше, чем мукти. Но это неверно; блаженство Брахмана абсолютно и совершенно.

Таковы взгляды имперсоналистов. Но в текстах со 197 по 204 бхакти-шастры опровергают подобные представления. В «Шримад-Бхагаватам» и других священных писаниях, посвященных бхакти, содержится немало высказываний, опровергающих воззрения имперсоналистов. Вот лишь несколько примеров:

атмарамаш ча мунайо

ниргрантха апй урукраме

курвантй ахаитуким бхактим

иттхам-бхута-гуно харих

«Самоудовлетворенные души, свободные от посторонних материальных желаний, тоже тянутся к любовному служению Шри Кришне, качества которого трансцендентны, а деяния поразительны. Верховного Господа, Хари, называют Кришной именно потому, что Он обладает такой трансцендентной привлекательностью» (Бхаг., 1.7.10).

деванам гуна-линганам

анушравика-карманам

саттва эваика-манасо

вриттих свабхавики ту йа

анимитта бхагавати

бхактих сиддхер гарийаси

«Чувства олицетворяют различных полубогов, и по своей природе они склонны действовать в соответствии с предписаниями Вед. Подобно тому, как чувства