Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 279 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 279

Это называется саджатия-бхеда, различие между явлениями одной категории. Несхожие предметы (например, человек и корова) отличаются между собой по типу виджатия-бхеда. Виджатия-бхеда означает «различие между явлениями разных категорий».

Итак, поскольку дживы суть проявления Брахмана, а из предыдущих стихов мы узнали, что они всегда сохраняют свою индивидуальность, кто-то может возразить, что в таком случае Брахману оказываются присущи различия категории саджатия. То есть, Брахман оказывается состоящим из явлений одной категории, которые отличаются одно от другого. Но это не имеет смысла, ибо противоречит самой природе Брахмана, который по определению авторитетных Упанишад является экам (абсолютно единым) и адвайам (исключающим возможность каких бы то ни было различий).

Возражение понятно. Из выражения экам адвайам следует, что Господь свободен от всякой двойственности – будь то саджатия или виджатия. В этом и следующем стихе приводится иное объяснение того, как такое возможно. Несмотря на то, что нас окружает мир, внешне исполненный разнообразия, имперсоналисты толкуют слова экам адвайам строго буквально, говоря, что не существует абсолютно никакой двойственности. Но истинное значение этих слов гораздо лучше отвечает нашему повседневному опыту.

То, каким образом Брахман может быть экам (то есть, не обладающим различиями категории саджатия), лучше всего можно понять следующим образом. Безличный Абсолют (пара-брахма), «внутренний» повелитель джив (параматма) и Верховная Личность Бога (парамешвара) суть одна Абсолютная Истина. Между этими тремя нет различия. Когда этот Верховный Абсолют в Своем аспекте Личности Бога распространяет Себя в бесчисленные формы (гуна-аватары, лила-аватары и т.д.), может казаться, что эти воплощения отличны друг от друга. В действительности же они – одна и та же личность. Во всех Своих частичных проявлениях Господь никогда не становится меньше в каком бы то ни было отношении, чем был изначально, несмотря на то, что так может показаться. Таким образом, любая попытка рассматривать частичные экспансии Бога как различные явления одной категории обречена на провал. Брахман же распространяет Свою энергию в форме ограниченных живых существ. Об этом будет рассказано в следующем стихе.

ТЕКСТ 195

сада ваиджатйам аптанам

дживанам апи таттватах

амшатвенапй абхиннатвад

виджатийа-бхида мрита

сада – всегда; ваиджатйам – отсутствия принадлежности к той же категории; аптанам – кто достиг; дживанам – ограниченных душ; апи – однако; таттватах – фактически; амшатвена – из-за того, что являются мельчайшими частицами Всевышнего; апи – хотя; абхиннатват – из-за отсутствия различий; виджатийа – явлений разных категорий; бхида – различие; мрита – пропадает.

Дживы всегда обладают индивидуальностью, отличной от индивидуальности Всевышнего. Но они – Его части и не могут существовать отдельно от Господа. Это исключает возможность различия, называемого виджатия.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе устанавливается подлинный смысл понятия адвайам («свободный от всякой двойственности»), которым обозначают Брахман. Дживы действительно принадлежат к иным категориям, нежели Брахман (например, к категории явлений, имеющих ограниченные размеры). В этом смысле они отличны от Него. Но в иных отношениях они едины с Ним: они экспансии той же самой творческой жизненной силы, из которой состоит верховная личность Самого Брахмана, а также – Его составные частицы, естественным образом обладающие многими из Его качеств. Таким образом, хотя они индивидуальны, и всегда такими останутся, их не следует полностью отделять от Абсолюта, Брахмана, Верховной Личности.

ТЕКСТ 196

асмин хи бхедабхедакхйе

сиддханте `смат-су-саммате

йуктйаватарите сарвам

ниравадйам дхрувам бхавет

асмин – в этой; хи – в действительности; бхеда-абхеда-акхйе – называемой бхедабхеда, «единство и отличие»; сиддханте – философской доктрине; асмат – нами; су-саммате – полностью одобренной; йуктйа – логическими аргументами; аватарите – представленное; сарвам – все; ниравадйам – неопровержимым; дхрувам – бесспорным; бхавет – становится.

Мы полностью одобряем эту философскую доктрину, называемую бхеда-абхеда. Когда ее излагают, прибегнув к логической аргументации, все в ней становится бесспорным и неопровержимым.

КОММЕНТАРИЙ: Все, о чем говорится в священных писаниях, – это чистое преданное служение, согласующееся с идеей бхеда-абхеды и логическими аргументами, ее поддерживающими. Благодаря этой философской основе можно понять природу, отношения и предназначение всех существующих в мире явлений, и, опираясь на нее, бхакти-шастры безупречно описывают путь преданного служения, примиряя противоречия и устраняя все сомнения, высказанные и тайные. Таким образом, объяснения бхакти-шастр бесспорны (дхрувам).

Имперсоналисты говорят, что, поскольку дживы появляются на свет из Брахмана и в него же погружаются вновь, они полностью неотличны от Брахмана. Но даже если согласиться с этой теорией, все равно придется признать, что счастье от освобождения в безличном бытии неполно, ибо при таком освобождении невозможно ощутить Брахман во всей полноте. Волны вздымаются в одной части океана и растворяются в другой, у берега, и поскольку волны и океан состоят из одной и той же воды, они неотличны друг от друга. Но хотя волны, растворяясь, снова становятся едины с океаном (в том смысле, что мы больше не видим их как отдельные волны), они не обладают той же глубиной, что и океан, и не могут порождать драгоценные камни. Поэтому волны и океан не только едины, но и различны.

Если же применить метафору с волнами и океаном к тому же постулату теории имперсоналистов, получится, что,