Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 281 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 281

символизируют полубогов, ум является олицетворением Верховной Личности Бога. Склонность к служению от природы заложена в уме, и реализация этой склонности в бескорыстном преданном служении Господу во всех отношениях предпочтительнее освобождения [сиддхи]» (Бхаг., 3.25.32).

нарайана-парах сарве

на куташчана бибхйати

сваргапаварга-наракешв

апи тулйартха-даршинах

«Преданные, целиком посвятившие себя служению Верховной Личности Бога, Нараяне, не чувствуют страха, где бы они ни оказались. Для них нет разницы между раем, адом или освобождением, ибо таких преданных интересует только служение Господу» (Бхаг., 6.17.28).

дуравагаматма-таттва-нигамайа таватта-танош

чарита-махамритабдхи-париварта-паришраманах

на парилашанти кечид апаваргам ишвара те

чарана-сароджа-хамса-кула-санга-висришта-грихах

«Господь мой, чтобы донести до людей бездонную науку о душе, Ты Сам приходишь в этот мир и разворачиваешь здесь Свои игры. И некоторые удачливые души, нырнув в их бескрайний океан, полностью избавляются от тягот материальной жизни. Эти редкие души, которым нет дела даже до освобождения, отвергают счастье, которое приносит семья и дом, предпочитая ему общество преданных, которые подобны стаям лебедей, наслаждающихся у лотоса Твоих стоп» (Бхаг., 10.87.21).

…махатам мадхудвит-

севануракта-манасам абхаво `пи пхалгух

«Даже освобождение теряет всякую ценность для того, чей ум поглощен любовным служением Господу» (Бхаг., 5.14.44).

Эти авторитетные утверждения из «Шримад-Бхагаватам», и других бхакти-шастр подтверждаются тысячами и тысячами зафиксированных высказываний великих святых. Вайшнавы, такие как Шри Нарада, Прахлада и Хануман, недвусмысленно высказались по этому поводу. К примеру, в «Шри Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.49) Шрила Рупа Госвами ссылается на знаменитые слова Ханумана:

бхава-бандха-ччхиде тасмаи

сприхайами на муктайе

бхаван прабхур ахам даса

ити йатра вилупйате

«Хотя освобождение избавляет от рабства материального бытия, мне не нужно такое освобождение, в котором я позабуду, что Ты – господин, а я – слуга».

Знатоки Вед, жившие в недавнем прошлом, говорили то же самое. К примеру, парама-хамса Шри Шанкарачарья Бхагаватпада, всеведущий комментатор важнейших шрути, в своем комментарии на «Нрисимха-тапани Упанишад» (2.4) говорил: мукта апи лилайа виграхам критва бхагавантам бхаджанти – «Даже достигший освобождения принимает новое тело, чтобы поклоняться Верховному Господу, – это его лила». Это согласуется с «Веданта-сутрой» (1.3.2), где сказано, что к Брахману «обращаются за прибежищем те, кто освобожден» (муктопасрипйа-вйападешат). Шри Шукадеву, четырех Кумаров и других святых, подобных им, пленили рассказы об играх Личности Бога. А Прахлада, Хануман и другие отказались от освобождения, даже когда его предложил им Сам Господь.

Такие свидетельства из священных писаний, а также слова и поступки святых авторитетны во всех обстоятельствах (сварватха) и во все времена (сада). Ни в коем случае не следует отвергать их, считая артха-вадой (так в Ведах называются обычные сектантские славословия). Высказывания бхакти-шастр, таких как «Шримад-Бхагаватам», и великих преданных, подобных Нараде, Хануману и Шукадеве, не нуждаются в подтверждениях из других источников. Они всегда безупречны.

ТЕКСТ 198

татхаитад-анукулани

пура-вриттани санти ча

наива сангаччхате тасмад

артха-вадатва-калпана

татха – кроме того; этат – эти; анукулани – точно подтверждающие; пура-вриттани – рассказы о событиях прошлого; санти – есть; ча – и; на – не; эва – в действительности; сангаччхате – разумно; тасмат – поэтому; артха-вадатва – о том, что это – преувеличенная похвала; калпана – допущение.

Сказанное нами подтверждают многие исторические хроники. Поэтому неразумно предполагать, будто наши слова – всего лишь преувеличенная похвала.

КОММЕНТАРИЙ: Преданное служение во много раз выше освобождения. Эту идею не следует считать артха-вадой, простым преувеличением, ибо она подтверждается фактами из древних историй, записанных в Пуранах и других священных писаниях. Единодушие, с которым это утверждают тысячи историй из разных источников, слишком велико, чтобы им пренебречь.

Одна такая история повествует об одном брахмане, жившем в Двараке, чьи сыновья умирали, едва появившись на свет. Не зная о том, что всех его детей на самом деле забирал в обитель освобождения Маха-Вишну, брахман пожаловался царю Уграсене. Арджуна пообещал защитить его сына, который родится следующим. Но несмотря на все его старания, вскоре после появления на свет ребенок таинственным образом исчез. Брахман осыпал его горькими упреками, и Арджуна со стыда уже готов был покончить с собой, но Кришна перенес его в обитель освобождения, и там они обнаружили всех сыновей брахмана. Они перенесли их в Двараку, обитель преданного служения.

Вот еще одна история. Три мудреца: Эката, Двита и Трита – отправились на Шветадвипу и приложили множество усилий, чтобы получить даршан Господа. Но хотя они утвердились на уровне осознания Брахмана, по сути не уступая в этом четырем Кумарам, они так и не смогли Его увидеть. Они были достойны мукти, но не бхакти.

В Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о том, как Господь Вишну посетил царя Притху, который воплощал собой власть Бога, Его способность управлять. Когда Господь попросил царя выбрать себе наилучшее благословение, Притху Махараджа восславил Господа прекрасными молитвами, а затем сказал:

тван-майайаддха джана иша кхандито

йад анйад ашаста ритатмано `будхах

йатха чаред бала-хитам пита свайам

татха твам эвархаси нах самихитум

«О мой Господь, находясь во власти Твоей иллюзорной энергии, живые существа в материальном мире забыли о своей истинной природе и в невежестве своем постоянно ищут материального счастья в мирском общении, дружбе и любви. Поэтому, пожалуйста, не проси меня