Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 284 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 284

Господа Кришны.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя нетрудно понять, что преданное служение превосходит освобождение в безличном Брахмане и потому является высшей целью жизни, все же может возникнуть вопрос: каким образом, являясь целью, преданное служения представляет собой еще и метод ее достижения (садхану)? В этом стихе указывается на то, что близкие преданные Кришны наслаждаются вкусом трансцендентных рас, любовных взаимоотношений с Ним. Эти взаимоотношения сравниваются с душистым, прохладным медом, сочащимся из Его лотосных стоп. Редким душам, жаждущим наслаждаться вкусом этих рас, ведомо блаженство, намного превосходящее все прочие наслаждения. Даже тот экстаз, который испытывает живое существо, созерцая Господа перед собой, бледнеет по сравнению с блаженством, которое оно чувствует, когда служит Ему согласно своим вечным отношениям с Ним. Позднее на страницах «Шри Брихад-Бхагаватамриты» об этом будет сказано подробней.

Те, кто стремятся к познанию безличного Брахмана, могут достичь этой цели разными способами. Они могут стать атмарамами (теми, кто черпает радость в своем «я») или дживан-муктами (достигшими освобождения еще при жизни). Но при этом даже самому возвышенному имперсоналисту ведомо лишь прекращение материальных страданий, и не более. Но преданные-вайшнавы, достигли ли они Вайкунтхи или по-прежнему пребывают в материальных телах, по милости Господа наслаждаются необыкновенно сильным, позитивным духовным счастьем.

ТЕКСТ 204

са карма-джнана-ваирагйа-

пекшакасйа на сидхйати

парам шри-кришна-крипайа

тан-матрапекшакасйа хи

са – эта (цель жизни); карма – корыстной деятельности; джнана – знания; ваирагйа – и отречения; апекшакасйа – для того, кто зависит; на сидхйати – не достигнута; парам – только; шри-кришна – Шри Кришны; крипайа – по милости; тат – от этого (преданного служения); матра – только; апекшакасйа – для того, кто зависит; хи – в действительности.

Этой цели не достигнет тот, кого интересуют только знание, отрешенность или материальный успех. Она – лишь для тех, кто, по милости Шри Кришны, зависит только от преданного служения Ему и ни от чего другого.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы еще больше прояснить, каким образом можно достичь чистого преданного служения, в этом стихе бхакти-шастры говорят, что преданных Господа не волнуют карма, гьяна, вайрагья и другие методы самосовершенствования. Карма в данном случае значит выполнение своих предписанных обязанностей, гьяна – понимание разницы между духом и материей (атмой и анатмой), а вайрагья – равнодушие к чувственным наслаждениям и прочим материальным соблазнам. Человек, который надеется на карму, гьяну, вайрагью или другие подобные методы, не обретет бхакти, ибо последнее возможно лишь по милости Кришны.

Но если Шри Кришна по природе Своей сострадателен ко всем душам, почему же тогда не каждый обретает чистое преданное служение Ему? Бхакти-шастры отвечают, что особая милость преданного служения действует лишь в том случае, когда кандидата не интересуют ни карма, ни гьяна, ни что бы то ни было еще, кроме бхакти. Только такой человек сможет воспринять особую милость Кришны. В Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) Господь Брахма говорит:

тат те`нукампам су-самикшамано

бхунджана эватма-критам випакам

хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те

дживета йо мукти-паде са дайа-бхак

«Дорогой Господь, тот, кто искренне ждет, пока Ты одаришь его Своей беспричинной милостью, и, терпеливо страдая за совершенные в прошлом грехи, почтительно склоняется перед Тобою телом, словами и сердцем, несомненно, достоин освобождения: оно становится его законным правом».

Выражение мукти-паде, указывающее на цель, которой становится достоин преданный, следует понять правильно. Эту фразу можно истолковать по-разному. В одном значении она указывает на место (пада), где проявлено высочайшее блаженство, то есть на Вайкунтху. В другом смысле пада означает «плод», и, таким образом, мукти-пада – это наивысший результат освобождения, – иначе говоря, чистое преданное служение. Кроме того, пада может означать «стопы». В таком случае мукти-пада значит «тот кто попирает освобождение ногами», – то есть, опять же, преданное служение, поскольку бхакти побеждает и подчиняет себе мукти. Еще один возможный вариант – согласно установившейся традиции, понимать слово мукти (обозначающее прекращение материальных страданий) как непосредственное указание на бхакти. Если придерживаться этого последнего толкования, то можно увидеть, как в том же самом значении употребляется в Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам», (5.19.19-20) слово апаварга (синоним мукти):

апаваргаш ча бхавати. йо `сау бхагавати сарва-бхутатманй анатмйе `нирукте `нилайане параматмани васудеве `нанйа-нимитта-бхакти-йога-лакшано нана-гати-нимиттавидйа-грантхи-рандхана-дварена йада хи маха-пуруша-пуруша-прасангах

«Человек может также достичь апаварги. Когда спустя много жизней плоды благочестивых поступков человека созревают, он получает возможность общаться с чистыми преданными. Такой человек способен разрубить узел невежества в своем сердце, возникший под влиянием разнообразной кармической деятельности. Общаясь с преданными, он постепенно начинает служить Господу Васудеве, которого невозможно постичь умом или описать словами, который свободен от привязанности к материальному миру и совершенно независим. Бхакти-йога, или преданное служение Господу Васудеве, – это истинный путь к освобождению». Господь Васудева – анатмйа (свободен от всех привязанностей и других недостатков, присущих обусловленной душе). Кроме того, Он – анирукта (не поддается описанию) и анилайана (независим и не имеет покровителей). Чистое служение Ему, свободное от скрытых мотивов, – и есть настоящее мукти.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.35) Господь Кришна Сам подтверждает, что необходимым предварительным условием для бхакти является отказ от мирской корысти:

наирапекшйам парам прахур

нихшрейасам аналпакам

тасман