Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 293 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 293

жизнь и энергию в их чувства.

Поскольку огонь всегда горяч, он никак не может стать холодным. Каким же образом высшая духовная истина, вечно и неизменно единая, может парадоксальным образом демонстрировать такое разнообразие? Ответ на это сомнение содержится во второй половине стиха. Хотя Верховный Господь выше всякой материальной двойственности, Его трансцендентная природа порождает в Нем великое разнообразие, которое постоянно растет, не ограниченное временем и пространством. Хотя Господь, Верховный Брахман, свободен от двойственности (нирвишеша), являясь в виде бесчисленных аватар, как Сверхдуша в каждом сердце, а также в виде Своих ограниченных экспансий – джив и материальной энергии, – Он демонстрирует безграничное многообразие. Кроме того, Он постоянно разнообразит преданное служение, которое принимает формы слушания и повторения рассказов о Нем, созерцания Его облика, бесед с Ним, объятий. Все это полностью покоряет сердца преданных, безгранично разнообразя их наслаждения и позволяя им каждый миг испытывать все новые и новые формы блаженства.

Посредством Своих энергий Господь каждый миг обновляется и увеличивает многообразие в Самом Себе. Этим Он дарует преданным особое счастье, которое намного превосходит счастье от осознания своего единства с Ним. Аналогичным образом Он предоставляет преданным безграничные возможности служить Ему, задействуя в этом внутренние и внешние чувства. Это добавляет остроты их трансцендентному блаженству. Таким образом, духовная жизнь характеризуется наличием единства в многообразии и многообразия в единстве. По сравнению с наивысшим счастьем преданного служения блаженство освобождения выглядит жалким. В этом нет сомнения. И разбирать это еще подробнее нет смысла.

ТЕКСТ 221

нитйаишварйо нитйа-нана-вишеше

нитйа-шрико нитйа-бхритйа-прасангах

нитйопастир нитйа-локе `вату твам

нитйадваита-брахма-рупо `пи кришнах

нитйа – вечны; аишварйах – чьи богатства; нитйа – вечное; нана – множественное; вишешах – чье разнообразие; нитйа – вечна; шриках – чья красота; нитйа – вечное; бхритйа – со слугами; прасангах – чье общение; нитйа – вечное; упастхих – чье поклонение; нитйа – вечном; локе – в мире; авату – пусть Он защитит; твам – тебя; нитйа – вечного; адваита – единого; брахма – Абсолюта; рупах – личная форма; апи – также; кришнах – Кришна.

Пусть Кришна хранит тебя. Его достояния и могущество вечны, и вечно Его безграничное разнообразие. Вечна Его красота, и поклонение Ему, и Его дружеские отношения со слугами. Он – личностная форма вечного Абсолюта. Он – единый и живет в мире вечности.

КОММЕНТАРИЙ: Отвечая на вопрос Гопа-кумара, бхакти-шастры описали ему величие преданного служения Личности Бога. Теперь они завершают свои наставления, в порыве экстаза благословляя мальчика. Безличный, однообразный Брахман – это один из аспектов Верховного Господа. Поскольку Господь, Личность, Бога проявляется в облике, пленяющем сердца всех живых существ, Он – «концентрированная» суть Всевышнего; Его тело и есть Верховный Брахман. Таким образом, хотя Он – Всевышний, вечный и неизменный, Он обладает вечными достояниями и удивительными качествами, которые никогда не изменяют Ему. Поскольку Господь вечен и непогрешим, разнообразие, присущее Его красоте, великолепию и очарованию, также вечно, как вечны и Его качества и деяния. Вечна и Его супруга Лакшми, ибо она всегда пребывает у Него на груди. А одним из аспектов вечных достояний Господа является то, что Он всегда наслаждается возвышенным обществом Своих верных слуг. Это значит, что вечны не только спутники Господа на Вайкунтхе, но и преданные в материальном мире, которые еще не достигли Его обители. Они вечно пользуются Его милостью, и даже разрушение мира не должно их пугать. Сам Господь Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (9.31): каунтейа притиджанихи/ на ме бхактах пранашйати – «О сын Кунти, смело заявляй каждому, что мой преданный никогда не погибнет». Поклонение Господу и преданное служение также вечны. Деятельность, которой занимаются преданные – слушание, повторение и так далее, – это не просто деятельность материальных чувств. Все это – проявление непосредственной милости Господа, которую Он проливает на функции каждого из них. Подробнее об этом будет сказано позже.

Бхакти-шастры благословляют Гопа-кумара на то, чтобы Кришна, чья обитель в духовном мире вечна, хранил его. Особенно важно, чтобы Он хранил мальчика от препятствий на пути преданного служения, таких как желание освобождения, которое может увести в сторону.

ТЕКСТ 222

маха-расе `смин на будхаих прайуджйате

су-комале каркаша-тарка-кантакам

татхапи нирвана-рата-правриттайе

навина-бхакта-прамуде прадаршитам

маха – наивысшем; расе – в нектаре духовного общения; асмин – этом; на – не; будхаих – разумным человеком; прайуджйате – используется; су-комале – который очень нежен; каркаша – грубой; тарка – логики; кантакам – колючка; татха апи – тем не менее; нирвана – к освобождению в безличном Брахмане; рата – тех, кто привязан; правриттайе – чтобы побудить; навина – новых; бхакта – преданных; прамуде – для удовольствия; прадаршитам – проявленное.

Тот, кто разумен, видит, что в преданном служении – нежном и подобном ни с чем не сравнимому нектару – нет места грубой логике, похожей на колючку. Своими рассуждениями мы просто хотели побудить имперсоналистов, привязанных к идее освобождения, приступить к преданному служению Господу. Кроме того, своими речами мы хотели порадовать начинающих вайшнавов.

КОММЕНТАРИЙ: Существует четыре общепризнанных разновидности свидетельств: непосредственное восприятие, логические