Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 167 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 2 - Страница 167

Кришна погружен в мирские дела — в действительности Он не затронут ими. Под влиянием иллюзии люди вязнут в мирских утехах, воображая себя независимыми. Однако они — частицы Всевышнего и во всем от Него зависят. Подлинное счастье можно обрести, лишь когда человек откажется от мысли стать независимым от Бога. Сам же Господь никогда не попадает под влияние Своей иллюзии. Он приходит, чтобы освободить людей от заблуждений и вернуть их к Себе.

Нарада продолжал:

— Тот, кто слишком привязан к материи, не способен постичь это знание. Таким людям суждено оставаться в юдоли смерти, то поднимаясь на небеса, то падая в ад. До тех пор пока человек не пробудит свое изначальное чистое сознание, пока он не поймет, что является вечной душой, он останется в круговороте рождения и смерти. Вы, Пандавы, стойки в служении Кришне и потому свободны. Господь привел вас в этот мир, чтобы вы исполнили Его высшую волю. Это поймут лишь те, кто свободен от иллюзии.

Юдхиштхиру переполняло счастье. Он посмотрел на Кришну. «Ни одно райское удовольствие не сравнится с безмерным блаженством созерцать Кришну! — подумал Пандав. — Какое это невыразимое упоение: можно быть Его слугой, другом и даже родственником!..» Погруженный в океан трансцендентного ликования, Юдхиштхира не мог оторвать взгляда от Кришны. Какие миры теперь ожидают Пандавов? Это не имеет значения, ведь, пока рядом с ними Кришна, они пойдут куда угодно.

Приложения

Краткое жизнеописание основных героев

Абхиманью. Сын Арджуны и Субхадры, считается воплощением сына повелителя Луны, Сомы. Абхиманью погиб в битве на Курукшетре, когда ему было всего шестнадцать лет. Он женился на Уттаре, дочери царя Вираты, и стал отцом Парикшита.

Агнивеша. Риши, который подвергал себя суровым аскезам на горе Махендра. Искусный в обращении с оружием, он был учителем Дроны и Друпады. Агнивеша получил огненное оружие, агнея-астру, от мудреца Бхарадваджи и передал его Дроне.

Адхиратха. Глава сут — касты, члены которой были в основном колесничими. Он обнаружил Карну, которого Кунти пустила по реке в корзине, и воспитал его. Жену Адхиратхи звали Радха, и поэтому Карна известен также под именем Радхея.

Акрура. Дядя Кришны, был одним из Его советников и возглавлял войско Ядавов, знаменитый член рода Вришни.

Аламбуша. Ракшас, который воевал за Дурьйодхану в войне на Курукшетре; он ненавидел Бхиму за то, что тот убил его брата Баку. Аламбуша сразил насмерть сына Арджуны, Иравана, а затем сам пал от руки Гхатоткачи, сына Бхимы.

Амба. Старшая дочь царя Каши. Бхишма похитил ее на сваямваре, чтобы она стала женой его брата. Узнав, что Амба уже влюблена в Шалву, Бхишма отпустил ее. А когда Шалва отказался на ней жениться, поскольку до нее уже дотронулся другой мужчина, Амба возненавидела Бхишму. Она поклонялась Шиве, и тот пообещал ей, что она погубит Бхишму в следующей жизни. Потом Амба родилась как Шикханди.

Амбалика. Младшая дочь царя Каши, была похищена Бхишмой на сваямваре и стала женой Вичитравирьи. Позднее родила от Вьясадевы Панду.

Амбика. Средняя дочь царя Каши, похищенная Бхишмой на сваямваре. Она вышла замуж за Вичитравирью и, когда он умер, родила от Вьясадевы Дхритараштру.

Ангарапарна. Глава гандхарвов, известный также под именем Читраратха. Он встретился с Пандавами, когда те бежали из Варанаваты, где сгорел их смоляной дом.

Арджуна. Третий сын Панду и Кунти, родившийся от Индры. Прославился как близкий друг Кришны, которому тот рассказал «Бхагавад-гиту». Его знают под девятью именами: Дхананджая («завоеватель богатств»), Виджая («всегда победоносный»), Шветавахана («тот, чья колесница запряжена белыми лошадьми»), Пхалгуни («рожденный под благоприятной звездой Пхалгуна»), Кирити («венценосный»), Бибхатсу («устрашающий в битве»), Савьясачи («тот, кто держит лук обеими руками»), Джишну («непобедимый») и Кришна («темноликий»). Имя Арджуна означает «тот, чьи поступки чисты». Он считается воплощением древнего мудреца Нары, а также одного из Индр.

Ашваттхама. Сын Дроны и Крипи. Когда Ашваттхама был маленьким, его отец терпел крайнюю нужду. Несколько приятелей Ашваттхамы, зная, что тот никогда не пробовал молока, однажды смешали воду с мукой и сказали ему, что это молоко. Мальчик выпил смесь и радостно пустился в пляс: «Я попробовал молока!» Его отца эта шутка уязвила до глубины души, и он отправился к своему старому другу Друпаде просить милостыню. Ашваттхама считается частичной экспансией Шивы.

Ашвини-кумары. Боги-близнецы; небесные лекари. В лоне Мадри они зачали Накулу и Сахадеву.

Бабхрувахана. Сын Арджуны и Читрангады, правил Манипуром.

Баларама. Сын Васудевы и Рохини. Веды называют Балараму предвечным Верховным Господом, который время от времени приходит в материальный мир, чтобы развернуть здесь Свои игры. О Нем можно узнать больше из «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»).

Бахлика. Младший брат Шантану; прожил долгую жизнь и был советником Дхритараштры. В войне на Курукшетре Бахлика стал одним из полководцев в армии Дурьйодханы и погиб от руки Бхимы.

Бхарата. Царь династии бога Луны. (Как известно, все кшатрии были потомками либо Чандры, повелителя Луны, либо Сурьи, бога Солнца.) Бхарата правил в течение многих тысяч лет. В его честь называли Землю, и во времена, о которых повествует «Махабхарата», потомков этого царя зачастую также называли его именем. Бхарата появился на свет от союза царя Душьянты и дочери мудреца Канвы по имени Шакунтала. Рассказ об их свадьбе и рождении Бхараты