Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 2 - Страница 22

всех воинов:

— Дхананджая понял, чего хочет Непостижимый: «Все правильно, мой Господь. Ты — хранитель праведных и совершенных, и Ты — смерть для атеистов и демонов. Твое решение — благо для всех, ибо Ты позволяешь исправиться даже закоренелым злодеям. О Верховный Господь, каждый должен склониться перед Тобой. Ты — высшее прибежище и Всезнающий. Ты — все, что можно познать. Я вновь и вновь падаю ниц пред Тобой. Я кланяюсь Тебе со всех сторон, о Господь! Я неуважительно обращался с Тобой. Милостиво прости меня. Не зная Твоей славы, я лежал рядом с Тобой, перебрасывался шутками и, ослепленный безумием или любовью, относился к Тебе непочтительно. О Непогрешимый, пожалуйста, прости меня, как отец прощает сына, как юноша прощает возлюбленную».

Санджая сидел с закрытыми глазами, внутренним взором наблюдая за происходящим. Он увидел, как Каунтея склонился к стопам Кришны, затем поднялся и произнес:

— О Всемогущий, Твой невиданный доныне облик вселил в мое сердце ужас. Пожалуйста, яви прекрасный четырехрукий образ Вишну.

Кришна ответил:

— Силой духовной энергии Я с радостью показал тебе Свой вселенский лик. Никто, кроме тебя, Его не видел. Его невозможно увидеть, о Арджуна. Ты был крайне напуган им. Да рассеется твой страх. Узри теперь Мой облик Нараяны и вновь обрети покой.

С этими словами Господь скрыл вселенскую форму, и Савьясачи увидел дарующего успокоение Нараяну, с четырьмя руками, держащими раковину, диск, палицу и цветок лотоса. Через несколько мгновений Кришна снова стал прежним, приняв двурукую форму, из которой изошли все остальные образы.

Арджуна пришел в себя и оживился. Кришна продолжал:

— О Пхалгуни, вселенский образ очень сложно увидеть, но еще сложнее понять Меня изначального. Боги мечтают созерцать Меня таким, каким Я сейчас предстаю перед тобой. Этот облик — самый привлекательный из всех, и познать его можно лишь с помощью чистого преданного служения. Только так человек проникнет в тайну Моего бытия.

Санджая повторял Дхритараштре слова Кришны, и царь услышал о науке бхакти-йоги, преданного служения. Джанардана объяснил, что есть два вида трансценденталистов: те, кто поклоняется непроявленному Верховному Брахману, вечной духовной энергии, основе всего сущего, и те, кто почитает Самого Бхагавана.

— Из этих двух те, кто погрузился в размышления о Моем личностном образе и поклоняется Мне с верой и любовью, считаются более совершенными. Для других успех затруднен, хотя со временем, став духовно зрелыми, они придут к поклонению Мне. В действительности, о Партха, Я — основа и источник безличного Брахмана. Поэтому поклоняйся лишь Мне. Я без промедления вызволяю Своего преданного из страшного океана рождений и смертей. Такие люди получают право жить со Мной, испытывая вечное, ни с чем не сравнимое счастье.

Затем славнейший из Вришни стал говорить о том, как постепенно прийти к бхакти-йоге. Описав качества опытного преданного, Он перешел к рассказу о материальной природе и сознании. Определив, чем являются познающий, знание и объект познания, Кришна объяснил, каким образом Он распространяет Себя в материальной энергии и в сердце каждого в виде Сверхдуши. Так Господь заверил сына Притхи, что способен защитить и освободить Своего преданного.

Со слов друга Арджуна понял, что живое существо само является причиной собственной радости и горя. Желание отвернуться от Бога привело душу в материальный мир. И затем, из-за соприкосновения с различными аспектами материи, живое существо все больше и больше запутывалось, привлеченное бесчисленными формами материального наслаждения. Таким образом, оно теперь вынуждено рождаться в разных видах жизни. Все это время Сверхдуша неотступно сопровождает живое существо, выступая в роли свидетеля всех его поступков. Господь наблюдает и позволяет душе действовать. И как только душа обратит взор к Богу, тут же она освободится от оков материи.

Кришна продолжал:

— Тот, кто видит разницу между телом и владельцем тела и кто видит Сверхдушу, достоин войти в высшую духовную обитель. Такие люди, даже занятые деятельностью, не соприкоснутся со скверной этого мира.

Арджуну заинтересовало, каким образом душа впервые попала в тиски материи. Всеведущий полностью объяснил и это. Вооружившись изложенным знанием, человек способен выйти за пределы материальной энергии. Бхарата спросил о признаках освобожденной личности, и Кришна дал подробный ответ. В заключение Господь молвил:

— Тот, кто занят беспримесным преданным служением Мне, непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же освобождается от влияния материальной энергии и поднимается на трансцендентный уровень.

Благородный Арджуна понял, что свобода от материи вовсе не означает уход из мира. Свобода подразумевает отсутствие влечения и привязанности к материальным предметам, а также работу для удовлетворения Господа. Именно в таком умонастроении ему, искуснейшему из лучников, следовало сражаться. Кришна ясно заявил, что Арджуна должен сражаться, отбросив мирские привязанности.

Поведав доблестному Арджуне о всеблагом пути бхакти-йоги и о качествах человека, идущего по нему, Кришна приступил к описанию атеистов, которые все дальше и дальше уходят от Бога:

— Такие люди обуреваемы гордостью и чувством превосходства. Ими движут похоть и жадность, и они полагают, что первейшая необходимость жизни — услаждение своих чувств. Снедаемые беспокойствами, опутанные иллюзией, они глубоко привязываются к мирским наслаждениям и падают в ад. Из-за греховных желаний они вынуждены пройти через все низшие и отвратительные формы жизни. Тот, кто пренебрегает указаниями священных писаний

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20