всех воинов:
— Дхананджая понял, чего хочет Непостижимый: «Все правильно, мой Господь. Ты — хранитель праведных и совершенных, и Ты — смерть для атеистов и демонов. Твое решение — благо для всех, ибо Ты позволяешь исправиться даже закоренелым злодеям. О Верховный Господь, каждый должен склониться перед Тобой. Ты — высшее прибежище и Всезнающий. Ты — все, что можно познать. Я вновь и вновь падаю ниц пред Тобой. Я кланяюсь Тебе со всех сторон, о Господь! Я неуважительно обращался с Тобой. Милостиво прости меня. Не зная Твоей славы, я лежал рядом с Тобой, перебрасывался шутками и, ослепленный безумием или любовью, относился к Тебе непочтительно. О Непогрешимый, пожалуйста, прости меня, как отец прощает сына, как юноша прощает возлюбленную».
Санджая сидел с закрытыми глазами, внутренним взором наблюдая за происходящим. Он увидел, как Каунтея склонился к стопам Кришны, затем поднялся и произнес:
— О Всемогущий, Твой невиданный доныне облик вселил в мое сердце ужас. Пожалуйста, яви прекрасный четырехрукий образ Вишну.
Кришна ответил:
— Силой духовной энергии Я с радостью показал тебе Свой вселенский лик. Никто, кроме тебя, Его не видел. Его невозможно увидеть, о Арджуна. Ты был крайне напуган им. Да рассеется твой страх. Узри теперь Мой облик Нараяны и вновь обрети покой.
С этими словами Господь скрыл вселенскую форму, и Савьясачи увидел дарующего успокоение Нараяну, с четырьмя руками, держащими раковину, диск, палицу и цветок лотоса. Через несколько мгновений Кришна снова стал прежним, приняв двурукую форму, из которой изошли все остальные образы.
Арджуна пришел в себя и оживился. Кришна продолжал:
— Рћ Пхалгуни, вселенский образ очень сложно увидеть, РЅРѕ еще сложнее понять Меня изначального. Боги мечтают созерцать Меня таким, каким РЇ сейчас предстаю перед тобой. Ртот облик — самый привлекательный РёР· всех, Рё познать его можно лишь СЃ помощью чистого преданного служения. Только так человек проникнет РІ тайну Моего бытия.
Санджая повторял Дхритараштре слова Кришны, и царь услышал о науке бхакти-йоги, преданного служения. Джанардана объяснил, что есть два вида трансценденталистов: те, кто поклоняется непроявленному Верховному Брахману, вечной духовной энергии, основе всего сущего, и те, кто почитает Самого Бхагавана.
— РР· этих РґРІСѓС… те, кто погрузился РІ размышления Рѕ Моем личностном образе Рё поклоняется РњРЅРµ СЃ верой Рё любовью, считаются более совершенными. Для РґСЂСѓРіРёС… успех затруднен, хотя СЃРѕ временем, став РґСѓС…РѕРІРЅРѕ зрелыми, РѕРЅРё РїСЂРёРґСѓС‚ Рє поклонению РњРЅРµ. Р’ действительности, Рѕ Партха, РЇ — РѕСЃРЅРѕРІР° Рё источник безличного Брахмана. Поэтому поклоняйся лишь РњРЅРµ. РЇ без промедления вызволяю Своего преданного РёР· страшного океана рождений Рё смертей. Такие люди получают право жить СЃРѕ РњРЅРѕР№, испытывая вечное, РЅРё СЃ чем РЅРµ сравнимое счастье.
Затем славнейший из Вришни стал говорить о том, как постепенно прийти к бхакти-йоге. Описав качества опытного преданного, Он перешел к рассказу о материальной природе и сознании. Определив, чем являются познающий, знание и объект познания, Кришна объяснил, каким образом Он распространяет Себя в материальной энергии и в сердце каждого в виде Сверхдуши. Так Господь заверил сына Притхи, что способен защитить и освободить Своего преданного.
Со слов друга Арджуна понял, что живое существо само является причиной собственной радости и горя. Желание отвернуться от Бога привело душу в материальный мир. Рзатем, из-за соприкосновения с различными аспектами материи, живое существо все больше и больше запутывалось, привлеченное бесчисленными формами материального наслаждения. Таким образом, оно теперь вынуждено рождаться в разных видах жизни. Все это время Сверхдуша неотступно сопровождает живое существо, выступая в роли свидетеля всех его поступков. Господь наблюдает и позволяет душе действовать. Ркак только душа обратит взор к Богу, тут же она освободится от оков материи.
Кришна продолжал:
— Тот, кто видит разницу между телом и владельцем тела и кто видит Сверхдушу, достоин войти в высшую духовную обитель. Такие люди, даже занятые деятельностью, не соприкоснутся со скверной этого мира.
Арджуну заинтересовало, каким образом душа впервые попала в тиски материи. Всеведущий полностью объяснил и это. Вооружившись изложенным знанием, человек способен выйти за пределы материальной энергии. Бхарата спросил о признаках освобожденной личности, и Кришна дал подробный ответ. В заключение Господь молвил:
— Тот, кто занят беспримесным преданным служением Мне, непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же освобождается от влияния материальной энергии и поднимается на трансцендентный уровень.
Благородный Арджуна РїРѕРЅСЏР», что СЃРІРѕР±РѕРґР° РѕС‚ материи РІРѕРІСЃРµ РЅРµ означает СѓС…РѕРґ РёР· РјРёСЂР°. РЎРІРѕР±РѕРґР° подразумевает отсутствие влечения Рё привязанности Рє материальным предметам, Р° также работу для удовлетворения Господа. Рменно РІ таком умонастроении ему, искуснейшему РёР· лучников, следовало сражаться. Кришна СЏСЃРЅРѕ заявил, что Арджуна должен сражаться, отбросив РјРёСЂСЃРєРёРµ привязанности.
Поведав доблестному Арджуне о всеблагом пути бхакти-йоги и о качествах человека, идущего по нему, Кришна приступил к описанию атеистов, которые все дальше и дальше уходят от Бога:
— Такие люди обуреваемы гордостью Рё чувством превосходства. РРјРё движут похоть Рё жадность, Рё РѕРЅРё полагают, что первейшая необходимость жизни — услаждение СЃРІРѕРёС… чувств. Снедаемые беспокойствами, опутанные иллюзией, РѕРЅРё глубоко привязываются Рє РјРёСЂСЃРєРёРј наслаждениям Рё падают РІ ад. РР·-Р·Р° греховных желаний РѕРЅРё вынуждены пройти через РІСЃРµ низшие Рё отвратительные формы жизни. РўРѕС‚, кто пренебрегает указаниями священных писаний