Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 130 ------

Кришна Мангала дас - Святые ИСККОН - Страница 130

окруженный любящими преданными, громко поющими святое имя в киртане, перестал дышать. Затем в двадцать один час и сорок три минуты он сделал свой последний вдох и ушел, чтобы присоединиться к Их Светлостям в Их вечной духовной обители.

Среди преданных состоялось небольшое обсуждение относительно того, поместить ли тело Вибху Чайтаньи в самадхи или

предать огню. В конечном счете компромисс был найден: ему предстояло отправиться в свое последнее путешествие на Ямуну, где его тело будет предано огню, а прах и гирлянда, которая была на нем, будут положены в самадхи в районе гошалы рядом с самадхи Нармады Махараджи.

На следующий день, 22 декабря, под пение святых имен преданные забрали тело Вибху Чайтаньи из комнаты и три раза совершили с ним последнюю парикраму вокруг храма, который он никогда не покидал. Паланкин с его телом быт полностью покрыт цветами. Процессия едва достигла парикрама-марга храма, когда навстречу ей вышла другая — ежедневная парикрама Шрилы Прабхупады вокруг храма. Процессия смурти Прабхупады остановилась на несколько мгновений, пока Шрила Прабхупада смотрел своим милостивым взглядом на Вибху Чайтанью прабху. Это был трогательный момент, во время которого у многих присутствующих на глаза навернулись слезы.

После того как преданные с паланкином обошли вокруг храма, они остановились возле ворот, чтобы каждый желающий мог подойти к Вибху Чайтанье, обойти вокруг и взять пыль с его стоп. Среди собравшихся проводить Вибху Чайтанью в последний путь был его сын Бхудхара. Он приехал ночью прямо перед тем, как его отец оставил этот мир. Все больше и больше гирлянд клали на паланкин. Затем телу Вибху Чайтаньи предложили арати, и процессия с киртаном двинулась к берегу Ямуны, где были выполнены последние обряды.

Преданные провожали его со смешанными чувствами. С одной стороны, они были рады славному уходу такого замечательного вайшнава, но, с другой стороны, сокрушались о потере общества возвышенного преданного.

Вибху Чайтанья не занимался международной проповедью, посещая многие страны, и не спасал множество падших душ, давая им наставление и прибежище. Но во Вриндаване весь мир приходил к нему. И просто будучи тем, кем он быт, он возвышал и очищал всех, кто с ним соприкасался.

Придя во Вриндаван и посвятив свою жизнь Радхе-Шьямасундаре, Кришне-Балараме и Гауре-Нитаю, Вибху Чайтанья прабху

показал пример того, что не нужно стремиться стать «великими» преданными, — чтобы вернуться к Богу, необходимо стать простыми, смиренными и искренними преданными, верными наставлениям своего духовного учителя.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Фанатизм или самоотверженность

Жизнь великих святых наполнена беззаветной, доходящей до самозабвения преданностью гуру и Кришне. Она исполнена благородства и героизма. Жертвуя своими личными интересами ради блага других, эти вайшнавы отдают себя целиком служению Господу.

Такое забвение себя кому-то может показаться чрезмерным, крайним или даже фанатичным. Однако это не так.

В своем преданном служении они действуют решительно и вместе с тем естественно просто потому, что не могут иначе. Из любви и смирения чистые преданные Господа порой идут на большие жертвы ради удовлетворения гуру и Кришны. Настоящая любовь всегда подразумевает самопожертвование. Она проявляется в том, что человек забывает о себе, целиком поглощенный объектом своей любви. Когда человек, забыв о своих эгоистичных мелочных интересах, направляет всю свою любовь на Кришну, источник счастья, он испытывает блаженство. Движимый бескорыстной любовью, такой человек забывает себя и обретает Кришну.

Такая любовь дает ему необычайную духовную силу и вдохновение, позволяющее действовать на пределе человеческих возможностей. Жертвуя сиюминутными интересами внешнего

материального мира, человек обретает глубокую умиротворенность и счастье мира духовного.

Об изменениях, происходящих с таким человеком, Джаянанда прабху написал на форзаце своего экземпляра книги «Кришна»: «Начав следовать принципам, ясно изложенным в этой книге, ты очень скоро достигнешь неведомого прежде царства душевного покоя, и даже посреди самых суровых испытаний тебя не покинет внутреннее счастье. Ты будешь меньше беспокоиться и больше радоваться. Твои сосредоточенность, память, чуткость и способность к творчеству возрастут. Ты станешь работать более энергично, уверенно и эффективно и будешь лучше относиться к людям. Ты будешь легче достигать успеха во всем, за что бы ни взялся. Ты будешь мгновенно засыпать вечером, а утром подниматься свежим и отдохнувшим, хотя спал меньше, чем для тебя привычно. Постепенно ты поймешь истинную цель своей жизни и свою особую роль в мироздании».

Так человек становится инструментом в руках Господа. Он становится другом каждого, который всем дорог и которому все дороги. С самоотверженностью, не знающей себе равных, он занят спасением падших душ этого мира. Он видит ценность каждого живого существа. И даже к собственному телу, созданному материальной энергией Господа, он не относится пренебрежительно. К примеру, первое, что делал Джаянанда прабху после пробуждения, — приседал и отжимался, так как хотел, по его словам, иметь физически здоровое тело для служения Кришне. Когда он заболел, то старался сделать все, что было в его силах, чтобы восстановить здоровье, при этом всегда полагаясь на милость Господа.

Самоотверженное служение святых вайшнавов не имеет ничего общего с фанатичной исступленностью эгоистичного человека. Такая самоотдача, сопровождающаяся искренней экстатической преданностью, встречается крайне редко. Полное, безусловное вручение себя Всевышнему способны практиковать только очень духовно продвинутые преданные. Подражать им невозможно. Мы можем лишь горячо молиться о том,