Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Курма Рупа пр - Благотворный совет или Хитападеша ч.2 - Страница 9

поставил предметы, которые должны были в глазах жителей всей деревни указать на него как на материалиста. Он вышел на улицу и стал созывать всех: «Пожалуйста, собирайтесь все и посмотрите, какой я материалист!» Он старался убедить всех в том, что он материалист, но знающие его люди, не поверили.

Суть в том, что настоящий лидер всегда защищает своих подданных и не боится критики. Это очень хороший стих, который объясняет, что когда человек попадает в трудную ситуацию, даже благоприятные вещи могут стать причиной его страданий. Например, во время доения коровы ее нога становится привязным столбом для теленка. Если вы попадете в 4 часа утра в гошалу, то увидите, что молочники приводят всех матерей-коров и привязывают их в том месте, где они едят. Коровы всегда приходят есть в одно и то же место. Коровы - очень регулируемые животные: им нравится кушать в одно и то же время и в одном и том же месте, им нравится, когда их доят в одно и то же время. Вот почему коровы находятся в добродетели. Когда коровы приходят в хлев, они воруют немного корма из чужой кормушки, но потом все равно возвращаются к своей. Когда все коровы привязаны на своих местах, молочники освобождают четырех телят. Те находят своих матерей и начинают сосать из их вымени молоко. Затем молочники подходят к телятам, связывают задние ноги коров, берут ведра. Что происходит, когда теленок сосет молоко коровы? Корова из любви выпускает молоко в вымя, потому что она любит кормить теленка. Когда молоко находится в ее вымени, молочник отводит теленка и привязывает его к столбу. И когда теленок привязан, молочник принимается доить корову. Если остается немного молока, люди отпускают телят, которые могут высосать оставшееся в вымени молоко. Иногда, если в гошале нет столба, молочник привязывает теленка к передней ноге его матери. Корова очень добра к своему теленку, она очень сильно любит его, но во время доения та же корова становится для теленка объектом страданий: она мешает теленку достичь его цели - получить молоко.

Иными словами, Читрагрива говорит, что когда приходит время страданий, реакции все равно придут, как бы вам ни хотелось их избежать. Такова мораль этого стиха. Читрагрива проповедует другим: «Поэтому не вините молодого голубя за допущенную ошибку». Здесь Читрагрива проявляет качества благородного лидера: он не критикует и не наказывает гордого голубя, который дал глупый совет. Читрагрива знает, что этот голубь уже раскаивается, и дальнейшая критика может еще больше подавить его. Разумный поступок- найти решение проблемы и не ссориться. В этом состоит качество великого лидера. Тот, кому нравится критиковать, является человеком низкой природы. Цель наказания - дать человеку возможность осознать свою ошибку и исправиться, а не насмехаться над ним. Господь Кришна говорит, что все грехи сгорают в огне трансцендентного знания, и тот, кто предается Ему, очищается от всех грехов. Цель страданий - исправить грешника. Если человек пребывает в трансцендентном знании, то его бессмысленно наказывать. Вот почему в ведическом обществе на брахманов не налагалось никакого наказания.

Текст 31

«Настоящий друг - это тот, кто способен помочь человеку, попавшему в затруднительное положение, а не тот, кто просто насмехается над ним, в то же время притворяясь, что помогает ему».

Эта история называется «Митралабха» - «Как обретать друзей». В этом стихе дается очень важная характеристика друга: тот, кто способен помочь человеку в беде. Когда кто-то допускает ошибку, другие исправляют этого человека, потому что легко быть мудрым после того, как что-то произошло. После свершившихся событий у человека появляется совершенное видение ситуации. Однако друг не станет насмехаться над человеком, несмотря на то, что тот может ошибиться. Страдания могут прийти к каждому, и человеку присуще совершать ошибки. Есть люди, которые наслаждаются, обсуждая чужие недостатки. Они считаются друзьями, но притворяются, что дают человеку дельный совет и тонко насмехаются над ним. Таких людей нельзя причислять к друзьям. Читрагрива, который был главой стаи голубей, запретил критиковать гордого голубя. Критика должна быть конструктивной, лишь тогда она поможет человеку, попавшему в затруднительное положение. Конструктивная критика с насмешкой не поможет человеку.

В 17-ой главе «Бхагавад-гиты» описываются аскеза тела, аскеза речи и аскеза ума. В 15-ом стихе говорится: «Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других». Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Иногда трудно выслушивать правду, и критику всегда трудно слушать, поэтому критиковать можно только подчиненных. Если учитель отчитывает ученика, то это не считается грубой речью. И слово надо говорить ради блага человека». Иными словами, если мы критикуем человека, нашими намерениями должно быть желание помочь этому человеку и вдохновить его исправить ошибку, а не просто указать на нее. Намерением исправляющего должна быть помощь в преодолении возникшей трудности.

Текст 32

«Во времена трудностей, замешательство - признак трусости. Поэтому будьте смелыми и найдите решение».

Из этого стиха становится понятно, что Читрагрива - благородный лидер. Стая голубей попалась в сеть. Путник тоже завяз в глине, и также увидел в этом неизбежную смерть. Что же он предпринял в создавшейся ситуации? Он

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7