с Тушта-Кришной и его женой, проезжавшими через Индонезию в Новую Зеландию, чтобы открыть там центр.
У Джона были жена и маленький ребенок, и он был одним из немногих в то время домохозяев-преданных в Мельбурне. Мадхудвиша сказал, что Джон дружит со Шьяманандой. Прабхупада принял Джона очень тепло и говорил с ним довольно долго.
* * *
«Центр Харе-Кришна», расположенный в центре города, на улице Литл-Лонсдэйл, становился все более полезным дополнением к храму в Сент-Кильде. В магазинчике на первом этаже продавали книги, четки, бусы, одежду, плакаты и благовония «Духовное небо». За магазинчиком был большой зал, где в обеденное время регулярно раздавали бесплатный прасад. Преданные, которые пели и распространяли журналы в городе, вручали заинтересовавшимся людям приглашения, приводившие их на улицу Литл-Лонсдэйл.
После короткой киртаны и беседы о философии, гостям предлагался обед, состоявший из дала, риса, чапати и разных овощных блюд. Несколько преданных из храма сидели там же и беседовали с гостями, пока те ели, отвечали на их вопросы. Кроме того, что эта программа позволяла снабдить людей освященной пищей, она еще и привлекла нескольких преданных.
Верхние этажи тоже использовались. В помещении, которое раньше было спортзалом «Могучий Аполлон», почти год назад были вырезаны из древа Господь Джаганнатха, Баларама и Субхадра. Сейчас здесь жили брахмачари со всей Австралии. Они спали рядом с рингом, который все еще был украшен живописным изображением зрелого Аполлона, зубами тянущего трамвай вверх по улице Коллинза.
Выступление Шрилы Прабхупады в центре было назначено на этот вечер. В одном углу просторного зала преданные поставили вьясасану Прабхупады. Цветовая гамма поражала воображение — ярко-оранжевые стены были украшены маха-мантрой, написанной на них метровыми темно-коричневыми буквами. Помещение освещалось ярко-красными и желтыми бумажными фонарями, свисавшими с потолка. На задней стене зала красовался гигантский черно-белый профиль Шрилы Прабхупады. В своей «прабхупадовке» со связанными на затылке тесемками он был похож на сурового авиатора.
Когда прибыл Прабхупада, уже смеркалось. Зал был набит гостями и преданными, погруженными во все усиливающуюся киртану. Прабхупада, с золотистой кожей и длинными гирляндами из ароматного красного жасмина на шее, выглядел бесподобно, сидя на шелковой розово-пурпурной вьясасане. После киртаны Прабхупада заиграл на свои караталах и запел «Джая Радха-Мадхава», а затем прочитал лекцию по Бхагавадгите 7.5
апарейам итас тв анй…
прак¦тим виддхи ме пар…м
дж‡ва-бхт… мах…-б…хо
йайеда дх…рйате джагат
«Кроме этих восьми элементов, о сильнорукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые эксплуатируют ресурсы материальной, или низшей природы».
Шрила Прабхупада вернулся в храм около 9 вечера, а б?льшая часть преданных осталась подавать гостям пир. Прабхупада отдыхал за своим низким столиком в храме, слушая доносящийся снизу нежный перезвон колокольчиков последней на сегодня церемонии арати.
Прабхупада продолжал обсуждать с несколькими преданными темы, которые были затронуты в сегодняшней вечерней лекции — различие между вышей энергией Кришны, живыми существами и Его низшей энергией, материальной природой.
— Что важнее — человек, который построил этот зал или сам зал?
— Человек, Шрила Прабхупада, — ответил Бали-мардана.
Прабхупада согласился.
— Но все придают значение самому залу — бахир артха манинах — они влюблены в само здание, и не думают о крошечной частичке, душе.
Прабхупада привел пример. В Америке, если на строительстве небоскреба какой-нибудь рабочий падает и разбивается, владельцы здания нисколько не тревожатся: «А, другой придет. Важнее всего небоскреб».
— Но в Бхагавадгите говорится: «яедам дхарьяте джагат» — живое существо важнее, потому что оно поддерживает материальный мир. Это дерево и камень не так важны. Он поддерживает дерево и камень. Но они придают больше значения дереву и камню, чем личности, которая использует их. Это невежество.
Прабхупада повернулся к Вегавану:
— Ну, что, все хорошо?
— Прекрасно Шрила Прабхупада.
— Ты не собираешься снова в Индию?
— Нет, не собираюсь.
Прабхупада посмотрел на Падмавати.
— Падмавати, а ты?
— Нет, Шрила Прабхупада.
Прабхупада усмехнулся:
— Вам не нравится?
Вегаван: Мы, скорее всего, остановимся там по пути в Швецию.
Прабхупада: Вы собираетесь в Швецию?
Вегаван: Мы надеемся.
Мадхудвиша решил пояснить:
— Хамсадута хочет, чтобы они приехали и открыли центр в Швеции.
Прабхупада спросил, какой климат в Швеции.
— Там очень холодно? Вы шведы?
— Падмавати: М-м-м, да.
Прабхупада: Ты швед или Падмавати шведка? Ты австралийка — а ты швед. Так твоя жена тоже поедет туда?
Вегаван: Да.
Прабхупада: Все в порядке?
Падмавати: Да.
Прабхупада: Это хорошо. Ты должна следовать за мужем. Очень хорошо. Отройте центр. У вас теперь есть опыт, вы сможете. Что трудного в том, чтобы открыть центр? Просто возьмите одного человека и пойте «Харе Кришна» — вот вам и центр.
Прабхупада и преданные засмеялись.
Прабхупада: Нам не нужны какие-то сложные приготовления. Начинайте так, потом придут новые люди, и все начнет расти. Так что же, в Швеции очень холодно?
Вегаван: Очень, Шрила Прабхупада.
Прабхупада: Какая там обычно температура?
Вегаван: Зимой?
Прабхупада: Ниже нуля?
Вегаван: О, да!
Прабхупада: А сколько?
Вегаван: В среднем, градусов десять.
Прабхупада: Мне никогда не доводилось испытывать такой холод — ниже нуля. Я только видел в Нью-Йорке снег.
Мадхудвиша: Но вы же были в Дарджилинге.
Прабхупада: Нет, в Дарджилинге не так холодно. Снег там есть. Я видел снег и в Кашмире. В Нью-Йорке я видел минус пять. И в Бостоне.