Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 174 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 174

частях света.

* * *

Со времени последнего визита Прабхупады в Мельбурн один из учеников Прабхупады, художник Шьямананда, уехал из храма и отрастил бороду. Сегодня он пришел, чтобы повидать Шрилу Прабхупаду. Преданные предупредили его, что если Прабхупада увидит его в невайшнавской одежде и с невайшнавской прической, он будет не очень рад. Шьямананда только что закончил новую картину — она была выполнена наполовину маслом, наполовину пастелью — и теперь принес ее в подарок Шриле Прабхупаде .

Шьямананда взмок, пока дотащил тяжелую, полутораметровую картину до комнаты Шрилы Прабхупады. Он прислонил ее к стене рядом с дверью Прабхупады и остановился, чтобы перевести дух. Пара любопытных голов высунулась из дверей, чтобы посмотреть, какова будет реакция Прабхупады.

Внезапно в холл вошел Прабхупада. Он подошел к Шьямананде и улыбаясь взъерошил ему волосы и почесал покрытый растительностью подбородок.

— А это что такое?

— Это борода, Шрила Прабхупада.

— Ну, а почему же ты ее отрастил?

Шьямананда попытался объяснить.

— Ну, мне показалось, что общаться с людьми легче, если выглядишь как они…

Он замолчал, сознавая глупость своего ответа.

— На самом деле, Шрила Прабхупада, я понятия не имею зачем я отрастил бороду!

Он засмеялся, и Прабхупада засмеялся вместе с ним. Атмосфера тут же разрядилась.

Прабхупада посмотрел на картину.

— Кто это нарисовал?

— Я, Шрила Прабхупада. Это подарок для вас.

— Да? Ну-ка внесите ее в комнату.

Прабхупада радовался как ребенок и с нетерпением торопил Шьямананду, хотя тот и поднимал-то свое произведение с трудом. Наконец полотно в белой с золотом раме внесли и прислонили к камину, а Прабхупада сел на кровать чтобы рассмотреть его с близкого расстояния.

— О! Радха и Кришна!

Прабхупада долго с любовью смотрел на роскошную картину. В центре ее был изображен Кришна в украшенном драгоценностями тюрбане и длинной гирлянде из цветочных лепестков, Он играл на серебряной флейте. Радхарани в белом сари с золотой каймой стояла перед Ним на коленях, предлагая Его лотосоподобным стопам цветы и листья туласи. Божественная чета была изображена на берегу озера, а за спиной Кришны роскошным фоном павлин раскрывал свой хвост. Центральная часть картины, заключенная в круг, была с большим искусством нарисована пастелью и закрыта стеклом. Вокруг этой центральной части изображающей обитель Кришны, нарисованы были маслом лучи света проникающие через радужное кольцо, и облака, символизирующие духовное небо.

— Какая красота! — воскликнул Прабхупада и похвалил Шьямананду за его художественную манеру. — Я могу писать книги, а ты не можешь. Ты можешь рисовать, а я не могу. Поэтому давай будем служить Кришне вместе.

Прабхупада сказал еще несколько слов о материалах, которые использовал Шьямананда, и его технике и о том как талант художника может быть использован в преданном служении. Он продолжал восхищаться:

— Я хочу, чтобы на эту картину падал мой первый взгляд когда я просыпаюсь утром, и последний когда я засыпаю вечером.

Шьямананда поставил рядом с кроватью Прабхупады стол и с большим трудом втащил на него картину. «Прабхупада доволен», — думал Шьямананда. Он поклонился и вышел из комнаты, удовлетворенный и вдохновленный.

Сатсварупа Госвами, бывший свидетелем всего происшедшего, в очередной раз подивился тому, как утонченно и деликатно Прабхупада обращается с духовной жизнью своих учеников.

* * *

Вечером Шрилу Прабхупаду ожидала программа в Ормонд-холле — большом театре в эдвардианском стиле — недалеко, в Прахране. Старинная бальная зала с бельэтажем, большой сценой и широкими креслами, выдержанная в стиле двадцатых годов двадцатого века, создавала теплую атмосферу. На протяжении всего пути от Сент-Кильды до Ормонд-холла преданные танцевали и пели вокруг огромного мурти Господа Чайтаньи.

Когда группа киртаны прибыла на место, Шрила Прабхупада уже сидел на сцене. В нижней части зала было оставлено много мест для участников киртаны. Божество разобрали, чтобы внести в дверь, а затем снова собрали. Прабхупада распорядился, чтобы Шри Чайтанью поставили в центре зала.

Киртана продолжалась. Множество мриданг и бас-барабанов создавали такой ритм, что практически никто не смог усидеть на месте. Прабхупада блаженствовал — он радостно улыбался и играл на караталах так энергично, что у них лопнула тесемка.

Через некоторое время Прабхупада сделал круговое движение рукой, показывая, что нужно обходить Божество. Огромная толпа, вначале медленно, затем все быстрее и быстрее закружилась в танце вокруг Божества, охваченная жаром экстаза, и киртана достигла апогея.

Через полчаса пение стихло. Атмосфера была насыщена духовностью, и теперь преданные и гости расселись по местам, чтобы послушать лекцию Прабхупады по Бхагавадгите.

Сознание Кришны, сказал Прабхупада, это вид знания, раджа-видья.

— Раджа означает «царь» или «царский». Например, в городе может быть много домов или дворцов, но когда мы приходим в королевский дворец, мы видим, что он лучше всех. Конечно, в наши дни многие королевские дворцы разрушены, но некоторые все же сохранились: такие, как, например, лондонский Букингемский дворец. Это лучший дом во всем Лондоне. Так же и раджа-видья. Есть разные виды образования и обучения, но то знание, которым Кришна делится с Арджуной, есть раджа-видья, царь всего образования, наилучшее царское образование.

Духовную жизнь, объяснил Прабхупада, надо воспринимать непосредственно.

— Например, эти юноши и девушки