Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 177 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 177

что такое осознание Бога, то как вы можете задавать такой вопрос? И какой ответ может вас удовлетворить?

Юноша: Что же такое осознание Бога?

Прабхупада: Итак, вы не знаете этого, а спрашиваете: «Вы осознали Бога?» Не надо задавать такой вопрос. Он не имеет ценности. Врач может обсуждать свою квалификацию только с другим врачом, в своих терминах, но тот, кто не знаком с терминологией, ничего не поймет. Так что вам не следует задавать такие вопросы.

Юноша: Значит, вы считаете…

Прабхупада: Пока вы не будете готовы принять любой ответ, который я вам дам. Вы готовы?

Юноша: Да.

Прабхупада: Хорошо. Я созерцаю Бога непрерывно.

(Пауза)

Но если вы не готовы принять мой ответ, тогда не нужно задавать вопрос.

Юноша: Ваша Божественная Милость, является ли медитация способом осознания Бога?

Прабхупада: Да, медитация — это один из способов, но вы сейчас не способны медитировать, потому что вы знаете, что собой представляет Бог. Как же вы будете медитировать? Если вы не знаете, кто такой Бог, то на кого вы будете медитировать? Прежде всего, вам следует узнать это. Мы знаем, кто такой Бог — это Кришна, и Кришна говорит: ман-мана бахва мад бхактах: «всегда думай обо Мне». Итак, мы медитируем на Кришну. Это совершенная медитация, потому что медитировать — это думать о Боге. Но если вы не знаете, кто такой Бог, то как же вы будете на Него медитировать?

Юноша: Во многих писаниях говорится, что Бог есть свет.

Прабхупада: Бог есть все. Тьма — это тоже Бог. Мы говорим, что Бог — это Та Личность, из Которой исходит все. Так что и свет, и тьма исходят из Бога.

Юноша: Считаете ли Вы, что при помощи медитации можно узреть Бога внутри себя?

Прабхупада: Да. Это определение медитации. Дхьянавастхита-тад-гатена манаса пашьянти ям йогинах. Сосредоточив ум, йог пытается увидеть Бога внутри себя. Итак, вы должны знать, что представляет собой Бог. Посмотрите, например, на наш ИСККОН. Мои ученики знают, что представляет собой Бог, поэтому они способны думать о Боге. Но если вы не имеете представления о Боге, то как вы будете думать о Нем?

Юноша: Является ли этот путь, путь преданного служения, бхакти-йога, путем для этой эпохи?

Прабхупада: Да. Бхакти-йога — это истинная йога. В Бхагавадгите вы можете прочитать — в том месте, где описывается система йоги, Господь говорит: «Первоклассный йог — это тот, кто всегда в сердце своем думает обо Мне, Кришне». Поэтому мы обучаем своих учеников постоянно думать о Кришне, круглые сутки, без перерыва. Это и есть первоклассная йога.

Юноша: Прежде чем начать думать о чем-либо, нужно это увидеть. Показываете ли Вы своим преданным Кришну?

Прабхупада: Да, конечно!

Юноша: И что же… М-м-м… Что собой представляет Кришна? Как Он выглядит?

Шрила Прабхупада показал на картину, висящую на стене:

— Да, вот Кришна.

Юноша: Но это картина!

Прабхупада: Да, это картина. Это картина. Но представьте себе, что здесь висело бы ваше изображение. Разве не мог бы я сказать: «Вот мистер Такой-то»?

Юноша: Да.

Прабхупада: Так что же вас смущает? Разве ваше изображение нельзя назвать вами?

Юноша: Можно.

Прабхупада: А это изображение Кришны. Но разница в том, что мы не можем разговаривать с вашим изображением, а с изображением Кришны — можем. Вот в чем разница.

Юноша: Но все же, должен же художник увидеть Кришну, прежде чем нарисовать Его.

Прабхупада: Да. Когда Кришна присутствовал на этой планете, Его видело множество людей. И с тех пор во множестве храмов присутствует Божество — форма Кришны. Этот образ, описанный в Ведической литературе, являлся прямо на эту планету и был зафиксирован преданными. Этому образу Кришны надлежит постоянно поклоняться. Для этого существуют тысячи и тысячи храмов Кришны.

Юноша: Но кто-нибудь на самом деле видел Кришну?

Прабхупада: Да, да! Так же, как ваш отец видел вашего деда. Вы, может быть, и не видели его, но ваш отец может его описать: «Мой отец выглядел так-то и так-то». В чем трудность?

Сатсварупа: Он спрашивает, может ли кто-то сейчас увидеть Бога.

Прабхупада: Как увидеть Бога сейчас? Нужно смотреть через парампару, то есть, цепь учителей. Если вы не видели своего деда, как вы узнаёте, каков он?

Юноша: Родители рассказывают.

Прабхупада: Правильно. Поэтому вы должны получить знание о Боге от авторитетных лиц, через парампару.

Юноша: Но если Кришна вечен, значит, Он существует и сегодня.

Прабхупада: Да, Кришна существует. Солнце существует всю ночь, но у вас нет возможности увидеть его. Это не значит, что солнце не существует. Это ваша ограниченность. Вы не можете увидеть его.

Юноша: Значит, нам нужно божественное зрение.

Прабхупада: Да. Вам нужно обладать определенной квалификацией, чтобы увидеть Бога.

* * *

Утренняя лекция в Театре «Агора» Университета Латробы, рекламировалась очень широко. Явившись на нее, Прабхупада обнаружил, что холодный зал набит студентами до отказа. Преданные провели на сцене киртану, а затем представили Шрилу Прабхупаду, который с присущей ему серьезностью начал очень солидно говорить о душе и о теле, и о том, как знания такого рода необходимы всем людям.

Но через десять минут с места в зале вскочил какой-то парень и стал сквернословить по адресу Шрилы Прабхупады, буквально шокировав преданных.

— И как