Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 182 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 182

за коровами.

— А мы следуем за Кришной. Кришна так любил коров, молоко, масло… Он даже воровал масло.

Прабхупада указал на картину на стене, изображавшую игру воровства масла. В былые времена, пояснил Прабхупада, святые селились в лесах, и их единственной пищей были плоды и молоко.

— Обычно они имели корову и пили ее молоко, а кроме того, подбирали плоды, упавшие с деревьев в лесу. И они оставили нам эту литературу.

Указывая на том Шримад-Бхагаватам, лежащий на его столе, Прабхупада продолжал:

— Вьясадева написал Махабхарату, сто тысяч стихов и Шримад-Бхагаватам, восемнадцать тысяч стихов. И каждый стих полон такого глубокого смысла, что если вы захотите изучить их, это займет у вас много месяцев. Так вот, они приобретали такие блестящие способности, питаясь молоком и фруктами.

Д-р Мансинг пожелал сменить тему. Он хотел знать может ли Австралия помочь Азии улучшить материальные условия жизни, и если да, то как, а так же чт? Австралия может взять от Азии в отношении наук и вообще стиля жизни. Шрила Прабхупада ответил, что, насколько он понимает, в Австралии, как и в Америке и в Африке, очень много невозделанной земли. Шрила Прабхупада сказал, что можно было бы позволить части огромного населения Китая и Индии поселиться в Австралии и выращивать зерно. Шрила Прабхупада велел Чару прочитать текст из Бхагавадгиты в котором говорится о важной роли зерна: «Все живые существа питаются зерном, а зерно растет, когда идут дожди. Для того, чтобы шли дожди, необходимо совершать ягью, жертвоприношение, а ягья рождается из выполнения обязанностей».

Это замкнутый цикл, сказал Прабхупада.

— Нам нужно производить огромное количество зерна для животных и людей. Необходимо сотрудничество. Возьмем, к примеру, корову и быка. Бык работает, помогая пахать землю — такова изначальная система. А сейчас наделали тракторов, а быков приходится убивать. Зачем их убивать? Пусть они лучше помогают обрабатывать поля. Так у них будет занятие. И у людей тоже будет занятие. Земли очень много, так что не будет и речи о безработице.

Механизация, подчеркнул Прабхупада, уничтожает рабочие места сотен людей, и они становятся безработными, а эта безработица, сказал Прабхупада, есть не что иное как «мастерская дьявола».

Д-р Мансинг прямо заявил, что эта мысль не кажется ему очень уж практичной. Он сказал, что по его мнению, большая часть земли, пригодной для возделывания и выращивания зерна, уже используется, и что огромная часть территории Австралии — это земли, где дожди идут очень редко или очень нерегулярно. Д-р Хэрраб добавил, что попытка выращивать зерно на обширных землях Австралии нанесла бы, по его мнению, существенный урон экологии, а это, как ему кажется, не приемлемо для преданных. По крайней мере, сказал он, именно это он понял, прочитав одну из книг Шрилы Прабхупады.

Поговорив еще немного об этом, Шрила Прабхупада привел разговор к обсуждению внутренней духовной сущности. В современном обществе, сказал Прабхупада, люди придают больше значения телу, чем действующему началу, душе.

— Когда вечная душа уходит, где тогда различия? Допустим, в больнице умер какой-нибудь индус, или мусульманин, или христианин… Их трупы складывают в одну кучу, как нечто бесполезное. Разве не так? Теперь им уже все равно: индус, мусульманин, белый, черный… После того, как душа ушла, тело становится бесполезным, но люди уделяют гораздо больше внимания телу, чем действующему началу, жизненной силе, присутствующей в нем. Никто ничего не знает.

Шрила Прабхупада спросил ученых, что им известно о жизненной силе, пребывающей в теле. Д-р Мансинг согласился с утверждением Шрилы Прабхупады, что вечная душа покидает тело во время смерти, но ему кажется, сказал он, что Шрила Прабхупада проповедует полный отказ от тела.

Прабхупада пояснил:

— Нет, мы не проповедуем отказ от тела… Но в наше время люди уделяют больше внимания неважному, а знаний о важном не имеют. Это дефект.

Д-р Мансинг не согласился с ним. Наука, сказал он, вносит большой вклад в жизнь общества.

— Прошу прощения, сэр, я вижу вы носите на руке часы. Это очевидно продукт науки, и это то, о чем я говорю.

На Шрилу Прабхупаду это высказывание не произвело впечатление.

— Ну и что же? Раньше наручных часов не было, время определяли по солнечным часам, делая отметки на камне. Оттого что у людей не было часов на руке, их деятельность не останавливалась, их работа не страдала. Если мы используем свой разум, чтобы производить часы, вместо того, чтобы использовать его, чтобы узнать чт? является движущим началом всей вселенной, это не очень удачное применение разума. Делайте часы, но в то же время попытайтесь изучить движущее начало — часовщика. Я вижу часы с помощью глаз, но как только движущее начало уходит, зрение исчезает. Где тогда наука?

Прабхупада привел наглядный пример:

— Часовщик работает, крутит винтики. И вдруг его сердце останавливается, и все, никакие часы ему больше не нужны. Что это за движущее начало и где эта наука? Вот о чем я говорю.

Шрила Прабхупада искусно перевел разговор на обсуждение науки о Боге.

— Поэтому перво-наперво мы обращаем внимание на творческую способность, мы видим, что часовщик прекрасно работает, но кто создал этого часовщика? Кто есть та творческая способность?