соблюдение регулирующих принципов как нечто само собой разумеющееся. Ответ Прабхупады был совершенно однозначен:
— Только так, иначе ему на ферме не место. Наша главная задача — сделать его сознающим Кришну.
* * *
Амогхе, наконец, удалось найти хорошего гостя. Это был Джастин Мерфи — холеный молодой человек в костюме и при галстуке, с блестящими способностями и живым умом. Географ по образованию, Джастин был научным сотрудником Государственного Института Научных и Промышленных Исследований (ГИНПИ).
Джастин начал беседу с того, что описал Шриле Прабхупаде некоторые цели своего Интитута: защищать и оберегать уникальную флору и фауну Австралии; развивать сельскохозяйственное производство и лесное хозяйство и предоставлять людям лучшие возможности, улучшать жизнь. Впрочем, он откровенно признал, что современный человек создал множество проблем, некоторые из которых практически неразрешимы.
— Мы до некоторой степени стали рабами цивилизации двадцатого века. Наши предшественники, аборигены, на самом деле преуспели в поддержании и сохранении центрально-австралийского ландшафта куда больше, чем какие-либо другие обитатели Австралии со времени европейской колонизации. Тысячи лет они жили почти в совершенной гармонии с природой. За сто с небольшим лет европеец нанес невосполнимый урон не только растительности, но и самой почве засушливой Австралии.
Этот урон невосполним, потому что экология центральной Австралии настолько уязвима, что как только в этом засушливом районе появились наши парнокопытные, наши овцы, наш крупный рогатый скот, они очень быстро съели, вытоптали, словом, уничтожили всякую растительность. Это, в свою очередь, истощило почву, потому что плодородный слой там очень тонок. Почва бедна органикой, она выветривается. Фактически, там остались голые камни, а на камнях, понятное дело, ничего не растет.
В Перте, со времени образования там европейских поселений, мы систематически вырубали деревья, сводили леса, пахали землю, и в конце концов изменили естественный порядок вещей. Кролики, которых ввезли сюда европейцы, вызвали экологическую катастрофу. Ну, и конечно, Австралия, столь богатая разными природными ресурсами, очень бедна питьевой водой. Хотя вода — это основа жизни, мы основательно потрудились, чтобы ее испортить, и немало преуспели в этом! Вода становится все более и более соленой. Так вот, наш Институт пытается исследовать экологию и найти здоровое равновесие между выгодой человека и благом окружающей среды.
Интеллигентные манеры Джастина побудили Шрилу Прабхупаду представить ему ведическое решение экологических проблем. Прабхупада выбрал текст из Бхагавадгиты и велел Амогхе прочитать его вслух.
— «Тела всех существ кормятся злаками, которые растут благодаря дождям. Дожди выпадают, когда люди совершают ягью, а ягья рождается из выполнения предписанных Ведами обязанностей».
Амогха прочитал и комментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху, проливавший свет на проблему, поднятую Джастисом.
— «Основой любой пищи является зерно и другие растительные продукты. Человек питается злаками, овощами, фруктами и т.п., а домашний скот ест отходы переработки злаков, а также траву, кормовые овощи и другие растения. Люди, употребляющие в пищу мясо, тоже зависят от производства растительной пищи, которая служит кормом для скота. Поэтому в конечном счете все мы зависим от того, что родит земля, а не от продукции фабрик и заводов.
Урожай зависит от количества выпадающих дождей. Дождями повелевают такие полубоги, как Индра, бог Солнца и бог Луны, которые являются слугами Верховного Господа. Чтобы удовлетворить Господа, необходимо совершать жертвоприношения, ягьи, иначе мы всегда будем жить в нужде — таков закон природы. Поэтому, чтобы спасти себя, по крайней мере, от голода, мы должны совершать жертвоприношения, и прежде всего санкиртана-ягью, предписанную шастрами для нынешнего века».
Джастин внимательно слушал.
— Мы все должны совершать ягью? — спросил он.
— Да, — ответил Прабхупада. — Но это не так уж трудно. Мы можем собраться со своей семьей, со своей общиной или в своей конторе, или на производстве, мы можем сесть вместе и прославить Господа. Разве это трудно?
Джастин: Послушать вас — действительно все просто.
Прабхупада: Тогда почему вы это не принимаете?
Джастин: Ну, я-то, допустим, смог бы… Но…
Прабхупада: Нет, нет. Я не говорю о вас лично.
Джастин: Конечно. Но представьте себе человека, или людей, тысячи человек, со своими тракторами и бульдозерами, прорубающимися сквозь девственные леса — в Австралии полно людей, у которых просто не окажется времени. Они слишком заняты зарабатыванием денег.
Прабхупада: А что делать с этими деньгами? Если нет зерна, вы станете есть деньги?
Джастин (смеясь): Конечно нет.
— Итак, — продолжал Прабхупада, — перво-наперво вам нужна вода в достаточном количестве. Вода должна литься из облаков сама, а не так, что ее нужно сначала накачать из моря, а потом уж использовать.
— Конечно, мы не сможем накачать достаточно воды, — согласился Джастин. — Это невозможно.
— Да. Поэтому вам необходима чистая вода. И как раз такую воду вам подает машина Господа, а не ваши машины.
— Разумеется, — подтвердил Джастин. — Я не возьму на себя смелость утверждать обратное.
— Так вот, эта проблема решается, если вы совершаете жертвоприношение. Об этом говорит стих: аннад бхаванти бхутани — очень простая формула. Если мы будем следовать этой формуле, у нас всегда будет вдоволь воды. Ягья предназначена для удовлетворения Всевышнего. Ягьях карма-самбудбхавах. Карма — это ваша деятельность. Вы географ, а я —