Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 205 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 205

поклоняться ему, — сказал проповедник, — вы пойдете в ад». Один шахтер спросил: «А что такое ад?» Священник начал описывать ад, красочно, как только мог: «Это ужасное место. Там темно, жарко, тяжело дышать…»

Шахтеров, однако, это описание не устрашило. Поскольку они каждый день работали в условиях, очень напоминавших описанные священником, они не приняли его проповеди всерьез.

— Люди погружены в глубокий мрак, — закончил свой рассказ Прабхупада. — Они не знают ни что такое ад, ни что такое рай, ни кто такой Бог, ни что такое их жалкая жизнь. Они понятия не имеют обо всем этом. Они привыкли.

Через несколько шагов Прабхупада снова остановился, чтобы рассказать другую историю по этому же поводу. Преданные сгрудились вокруг него. Его притчи делали духовную жизнь понятной и живой, и они хотели снова и снова слушать их.

— Один человек сказал: «Ты пьешь, и потому отправишься в ад». Он объяснил, что такое ад — «это место страдания». «Но ведь мой отец тоже пьет», — возразил пьяница. «Значит, и он тоже пойдет в ад», — сказал человек. «И моя мать пьет» — «И она будет в аду». И так вся семья. «Что тогда плохого в этом аду? Вся семья там, мама, братья, все там… Что ж там страшного?» Люди думают, что страдать легче, если страдаешь вместе с друзьями. Они привыкли к страданиям. Они говорят, что не понимают, что такое страдание, особенно, если могут страдать вместе с друзьями. Если их друзья там — это рай для них.

* * *

Среди австралийских преданных неожиданно выявились разногласия по поводу чтения книг предшествующих духовных учителей. Бхактисиддханта Сарасвати, духовный учитель Шрилы Прабхупады оставил много книг, и его отец Шрила Бхактивинода Тхакур, немало писал на английском.

Довольно много преданных, живших вне храма, взяли себе в привычку читать эти книги, и некоторым преданным, жившим в храме, это дало повод говорить, что они «в майе». Этот запутанный вопрос стал предметом жарких дебатов: надо ли преданным читать какие-нибудь книги кроме прабхупадовских, и если да, то при каких условиях?

В книгах Прабхупады нашлись тексты, из которых явствовало, что преданным нет необходимости читать что-либо помимо книг Прабхупады. В «Нектаре преданности», например, в главе «Обоснование принципов преданного служения»40 Прабхупада ясно говорит: «По сути дела вполне достаточно внимательно прочитать Бхагавадгиту, Шримад-Бхагаватам, «Учение Шри Чайтаньи» и эту книгу — «Нектар преданности», чтобы узнать все необходимое для постижения науки сознания Кришны. Незачем утруждать себя чтением других книг».

Но что подразумевалось под «другими книгами» было неясно. Чтобы прояснить дело, Амогха под конец прогулки по Городскому Пляжу задал вопрос.

Амогха: Шрила Прабхупада, я, помню, слышал одну вашу запись, где вы говорите, что не надо читать книги предшествующих ачарий.

Прабхупада: А?

Амогха: Чтобы мы не читали книг Бхактивиноды и его предшественников.

Прабхупада: Я никогда такого не говорил.

Амогха: Да? А я думал, вы считаете, что мы не должны читать книги предшествующих ачарий.

Прабхупада: Нет, вы именно должны их читать.

Амогха: Должны?

Прабхупада: Ты понял меня неправильно.

Парамахамса: Я думаю, он имеет в виду, что там может быть что-то о книгах Гаудия-Матха.

Прабхупада: Может быть.

Парамахамса: И вы иногда говорите, что лучше их не читать. Лучше читать ваши книги.

Амогха: Когда преданные в этом году ездили в Индию, они сказали, что Ачьютананда Свами ругал их: «Если я еще раз кого-нибудь из вас поймаю за покупкой книг Бхактисиддханты матховского издания, я отберу их у вас». Что-то вроде этого.

Парамахамса: Да, причина в том, что он не хочет, чтобы преданные вообще подходили к Гаудия-Матху. Но в самом изучении книг ачарий нет ничего плохого.

Прабхупада: Нет, конечно. Кто мог такое сказать? Я никогда такого не говорил. Наоборот: мы следуем по стопам предшествующих ачарий.

Парамахамса: Все ваши комментарии основаны на комментариях предшествующих ачарий.

Прабхупада: Да.

Джаядхарма: Но это же не значит, что мы должны накупить книг предшествующих ачарий и читать только их.

Прабхупада: Это уже происходит. Сначала усвойте все, что у вас уже есть. Вы копите горы книг и не читаете их — какая в этом польза?

Джаядхарма: Перво-наперво мы должны прочитать все ваши книги.

Прабхупада: Да.

Фраза Прабхупады «это уже происходит» прозвучала очень многозначительно. Было ясно, что учение предшествующих ачарий содержится во всей полноте в книгах Шрилы Прабхупады. Тщательнейшим, искуснейшим образом он выделил из книг предшествующих гуру самую суть и вложил ее в свой «комментарий Бхактиведанты». Шрила Прабхупада дал своим последователям — и продолжал давать — огромное множество книг, вполне достаточное, чтобы понять философию Сознания Кришны во всех деталях. И Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики изучили все его книги.

И все же он сказал, что его ученики обязаны читать книги предшествующих духовных учителей. Вывод ясен: тщательно изучив книги Шрилы Прабхупады, его ученики могут потом, если в этом будет необходимость, изучать великие труды ачарий прошлого.

* * *

В Перте у Шрутакирти вошло в привычку готовить на обед для Шрилы Прабхупады довольно большое количество прасада. Это стало частью дневного распорядка: пока Амогха бегал по городу в