поисках собеседника для Шрилы Прабхупады, а Ганеша ходил на санкиртану, Шрутакирти, Джаядхарма и Парамахамса оставались дома и съедали остатки обеда Шрилы Прабхупады — в огромном количестве. Обильно сдабривая пищу великолепным австралийским йогуртом, они постоянно переедали и, конечно, после еды их клонило в сон.
Сегодня, после особенно роскошной пирушки, все трое проспали беспробудным сном несколько часов. Послеобеденное время уже подходило к концу, когда Шрила Прабхупада, направляясь в ванную, заглянул мимоходом в комнату брахмачари, и увидел троих преданных, спавших крепким сном. Сердитым голосом он окликнул Шрутакирти и велел немедленно зайти к нему.
Шрутакирти, который лишь иногда позволял себе немного передохнуть в течение дня, обнаружил, что сейчас его покрыло особенно густое и плотное облако невежества. С трудом разлепив веки, он вошел в комнату Прабхупады и поклонился. Прабхупада сидел за столом. Лицо его было серьезно и печально. Он принялся строго отчитывать ученика:
— Что тут происходит? Вы стали хуже карми. Те хоть не спят днем, а трудятся изо всех сил. А преданные… — Шрила Прабхупада с отвращением покачал головой. — Преданные спят.
Гнев Прабхупады сменился тревогой.
— Позови остальных, — сказал он и жестом отослал слугу.
Шрутакирти позвал остальных, и втроем они пришли в комнату Прабхупады. Прабхупада смотрел по-прежнему строго. Он повторил — уже троим красноглазым, заспанным ребятам — то, что перед тем говорил Шрутакирти, добавив, что они хуже карми.
— Те трудятся изо всех сил ради секса и семьи, а нам Кришна дал немного денег, так теперь чт? — Кришна пусть дает, а мы будем тратить, есть и спать?
Прабхупада отчитывал учеников еще несколько минут, а затем велел одному из них принести книгу и начать читать. Преданные начали читать вслух и почувствовали, как их невежество рассеивается. Было такое чувство, как будто приподнимается тяжелый занавес. Прабхупада, врач из-за пределов этого мира, вновь применил свое лекарство от невежества — слушание и воспевание славы Господа Шри Кришны. День завершился на приятной ноте, а вечером состоялся вдохновляющий обмен вопросами и ответами между Шрилой Прабхупадой и пришедшим к нему в назначенное время гостем — молодым индийцем.
Этот молодой человек выглядел как хиппи. Он сказал Шриле Прабхупаде, что собирается переехать в Сидней, но не может найти работу, чтобы заработать денег на дорогу. Он спросил Прабхупаду, как ему стать чистым преданным. Шрила Прабхупада ответил:
— Ты можешь жить с нами.
Среда, 14 мая 1975
Парамахамса Свами: Утром, в 4:30 Шрила Прабхупада позвал меня к себе и час говорил со мной о том, что астрономические расчеты, касающиеся вселенной, неверны. Он сказал: «Вы говорите, что я неправ; я говорю, что вы неправы, но где критерий? Ваши взгляды меняются, а мои — нет, следовательно, вы неправы. Все точные расчеты приведены в Шримад-Бхагаватам».
Прабхупада знал, что современные ученые не доверяют приведенному в Шримад-Бхагаватам описанию Джамбудвипы, которая расположена в центре концентрических островов и океанов, как не могли они принять и указанной в Ведах высоты гор. Шрила Прабхупада, однако, не преминул предупредить своих учеников о том, чтобы они не шли на поводу у своих западных предрассудков, а старались бы понять вселенную такой, как она описана в Шримад-Бхагаватам, хотя это описание никоим образом не укладывается в представления мирской науки. У учеников возникал неизбежный вопрос: «Как мы объясним все это ученым?»
Шрила Прабхупада с непоколебимой твердостью ответил им на это, что они не обязаны удовлетворять ученых. Они должны просто описывать устройство мира в соответствии с шастрами. Если ученые смогут понять —хорошо, если нет — преданные вовсе не обязаны удовлетворять так называемых ученых. Как часто говорил Шрила Прабхупада: «Мы даем истину — попытайтесь понять ее».
* * *
На прогулке в Кингс-Парке Шрила Прабхупада заговорил о безработном индийце, который приходил к нему вчера вечером.
— Этот человек не имеет работы. Как вы думаете, если мы предложим ему пахать землю, он согласится?
Парамахамса сказал, что, наверное, нет. Прабхупада засмеялся.
— Вот и смотри сам: работа разная бывает. Это и есть чатур-варньям майя сриштам. Он шудра. Он не хочет сам производить себе пищу. Он будет доволен, если вы дадите ему зарплату. При этом условии он готов будет и пахать. Но только если вы дадите ему зарплату.
Джаядхарма сообщил последнюю новость:
— Шрила Прабхупада, вчера мы получили известие, что один человек хочет продать нам свою ферму в северной части Нового Южного Уэльса. Это огромная ферма в Южном тропике. Может быть, это было бы неплохое место, чтобы занять таких людей, как этот индиец, который приходил вчера?
— Да, наша следующая программа — это организация ферм, — начал описывать Прабхупада сельский проект. — Пусть приходят все. Мы дадим им бесплатную пищу и работу: «Давай, берись за дело!» Это не для тех, кто хочет работать в городе клерком. Возьми и вырасти себе еду. Я дам тебе все необходимое для этого. Я дам тебе землю. Работай пять-шесть часов в день, получай пищу и пой «харе-кришна».
Джаядхарма выразил сомнение в том, что каждый, кто придет на ферму, примет