Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 208 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 208

проповедник, он — земледелец, а тот — рабочий, а еще кто-то водитель. Хорошо. Но если мы сядем вместе и прославим Господа, то какой от этого будет убыток вам или мне или ему? Ягья — это когда мы садимся вместе и поем Святое имя Господа. Что тут трудного?

— Думаю, что это совсем не трудно для большинства людей, — сказал Джастин.

— На самом деле это просто, — сказал Прабхупада. — Даже ребенок может принять участие в такой ягье. Женщина, мужчина, образованный, необразованный, богач, бедняк, рабочий — все могут сесть вместе и петь харе-кришна-мантру.

— А что делать с соседями?

— Они могут образовать свои отдельные группы. У вас будет одна группа, у них — другая. Возьмем, к примеру, сто джентльменов, живущих по соседству. Мы можем собраться вместе. Если у кого-то мало времени, он может собраться со своей семьей и попеть «Харе-Кришна» хоть полчаса. Что тут трудного?

Джастину идея понравилась, но не показалась достаточно практичной.

— Ничего трудного. Но ведь этого не происходит, не так ли?

— Мы должны ввести это в практику, — объяснил Прабхупада, — в этом и состоит смысл нашего движения. Людей надо научить.

— Но ведь учатся люди разным, зачастую противоречивым, вещам, не так ли? Конфликты неизбежны.

— Может быть, — сказал Прабхупада. — Но если какая-то вещь приносит благо, почему бы не попробовать?

Джастин все еще не мог представить себе, как все это будет работать.

— Прекрасная мысль, чудесная мысль, и звучит довольно просто. А что делать англиканам и католикам?

— Это не играет роли. Любая религиозная система… Религиозная система — это связь с Богом. Мы просим: «Повторяйте Святое имя Бога».

— Чьего угодно Бога?

— Чьего угодно Бога. Бог один. Богов не может быть два. Я могу называть его «Кришна», вы можете называть его «Иегова», мусульмане могут называть его «Аллах», а другие как-нибудь еще, но цель одна — это Бог.

Джастин недоумевал, как совместное пение может решить проблемы индустриализации, такие как перенаселение, хищническая эксплуатация природных ресурсов и сосредоточение сверхприбылей в руках межнациональных корпораций.

Ответ Прабхупады был прост. Если люди будут удовлетворены достаточным количеством воды и пищевого зерна, в современной индустрии не будет нужды. Джастин внимательно слушал. Прабхупада рассказал, что большинство людей следуют путем «правритти-марга» — путем увеличения чувственного наслаждения. Такая жизнь, указал Прабхупада, ничем не лучше жизни кошек и собак.

— Если вы ведете жизнь собаки, то в следующей жизни… Вы верите в следующую жизнь? — спросил Прабхупада.

Джастин сказал, что нет. Прабхупада в нескольких словах обрисовал науку о реинкарнации.

— Где ваше детское тело?

— Вот оно, — доверчиво сказал Джастин. — Оно выросло.

— Нет. Нет, оно стало другим. Попробуйте понять. Вашего детского тела больше нет.

— Но ведь это те же самые кости, та же самая кожа.

— Вы тот же самый человек, это так. Вы понимаете, что это вы были ребенком, прыгали-скакали, вы помните свое детское тело, но самого этого тела уже нет.

— Я не могу с этим согласиться.

— Почему? — спросил Прабхупада. — Представьте себе. Что кто-то видел вас ребенком, а потом много лет не встречался с вами. И вот теперь он вдруг приехал. Он говорит: «Ты ли это?» Он будет удивлен, потому что видел вас давно, в теле ребенка. И это тело сменилось.

Джастин не соглашался.

— Функции у него другие, но сердце то же самое, сосуды те же.

— Нет, нет и нет. Тело другое. Оно неуловимо изменилось. Поэтому мы и думаем, что оно растет. Но оно меняется. Оно неуловимо меняется.

Прабхупада привел аналогию.

— Это похоже на киноленту. Картинка меняется, и поскольку она меняется так быстро, неуловимо, вы видите, как двигается человек. На самом деле двигаются только сотни и тысячи картинок. Так вот, ваше тело меняется каждое мгновение. Это научный медицинский факт.

Сжатое и последовательное объяснение Прабхупады начало доходить, наконец, до Дэжастина:

— Точно. Да. Каждое мгновение.

Теперь Прабхупада привел свой пример к логическому выводу.

— Итак, вы меняете тело. Это факт. И вы помните, что у вас было такое-то тело. Следовательно, вы отличаетесь от тела. В этом состоит знание. «Я не тело. Я отличен от тела. Я меняю тела. Следовательно, на смену этому моему телу придет новое тело».

Прабхупада попросил Амогху прочитать соответствующий текст из Бхагавадгиты.

— «Подобно тому, как обусловленная душа постепенно переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, точно также после смерти душа переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не может ввести в заблуждение».

Прабхупада кивнул.

— Простая истина. Но у людей нет образования. Это порок современной цивилизации. Ведь это факт, что ежесекундно вы принимаете новое тело. И после смерти вы примете новое тело. Теперь, мы должны подумать: «Какое тело я получу в следующий раз?» Так думает разумный, цивилизованный человек.

Последнее замечание Прабхупады затронуло какую-то чувствительную струнку в сердце Джастина.

— Вы думаете, когда я достигну такого осознания, это позволит мне развивать свой ум, продолжать учиться, мыслить, приобретать знания большие, нежели те, что я приобрел бы при обычных условиях за те шестьдесят-пять–семьдесят лет, которые мне дано прожить в