Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 210 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 210

бронзовый колокольчик, стоявший на столе, Шрила Прабхупада звонил, когда хотел позвать Парамахамсу Свами.

Ганеша: Было часа 4 утра, я только что омылся под насосом в саду. Шрутакирти и другие ребята плескались и ныряли в бассейне. Дверь комнаты Прабхупады была открыта, и мое пение в зале, примыкавшем к ней, хотя и очень негромкое, отвлекало Прабхупаду от работы. Я услышал звук электрического звонка и подумал: «О, это звонок для слуги. Где Шрутакирти?»

В тревоге я выглянул из окна и увидел, что Шрутакирти плавает на спине в бассейне. «Лучше бы он пришел поскорее сюда, а то ведь Прабхупада его требует», — подумал я. Снова послышался звук электрического звонка. Я снова выглянул и увидел, что Шрутакирти плывет теперь вольным стилем. «Если он не придет прямо сейчас, Прабхупада рассердится». Снова послышался звонок, на сей раз более продолжительный и настойчивый.

Смутившись, я влетел в комнату Прабхупады и поклонился. «Прабхупада, Шрутакирти омывается, — выпалил я, — и…» «Очень хорошо», — буквально закричал Прабхупада. И добавил уже спокойным тоном: «Любой, кто слышит мой звонок, должен прийти! Пожалуйста, закрой дверь».

Я вышел из комнаты, усвоив два урока: Шриле Прабхупаде требуется как можно более спокойная обстановка, чтобы писать. Наше пение служит для нашей пользы, а книги Прабхупады служат для пользы всего человечества — на грядущие тысячи лет. Кроме того, я понял, что я тоже, а не только Шрутакирти, слуга Шрилы Прабхупады.

* * *

Во время своей утренней прогулки по Городскому Пляжу, Прабхупада говорил главным образом, о пороках современной цивилизации. Парамахамса рассказывал, что он недавно прочитал газетную статью, в которой говорилось, что в городе Нью-Йорке власти расписались в собственном бессилии и практически прекратили бороться с шумом, загрязнением окружающей среды и преступностью.

— Поскольку власти состоят из людей четвертого класса, — обратил внимание Прабхупада, — эта цивилизация погибнет. У них нет ни социальной структуры, ни духовного понимания, ни доброго нрава.

Мимо проехал муниципальный автобус с одним-двум пассажирами в салоне. Прабхупада и раньше видел такие пустые автобусы во время своих прогулок по пляжу. Это пример разбазаривания добра, сказал тогда он. Он вспомнил, как летел однажды из Найроби в Лондон, и в салоне никого не было кроме него и четверых учеников.

— Такой огромный самолет, он сжигает так много топлива, а пассажиров нет. Мы видели это много раз — это искусственный образ жизни.

Технологическое развитие, подчеркнул Прабхупада, не есть настоящая цивилизация.

— Они не знают, что такое развитие. Они не имеют знания, не говорят себе: «Я должен буду умереть и после смерти принять новое тело». Они вообще об этом не знают. И пока у них есть это тело, они изо всех сил стараются занять как можно более удобное положение. Но они не знают, что на смену этому телу явится другое, и они будут вынуждены его принять. И чем тогда им поможет эта технология? Если в этой жизни, благодаря технологическому прогрессу, они живут очень удобно, а в следующей жизни станут собаками, то где тогда будет весь этот прогресс цивилизации? Об этом они сейчас не задумываются.

Прабхупада привел пример — трехнедельную визу, которую он и его сопровождающие получили для въезда в Австралию.

— Представьте себе, что я, зная, что мне положено находиться в Австралии три недели, начну строить в Перте какой-нибудь небоскреб. Это разумно? Так и здесь — я в любой момент могу быть вышвырнут отсюда.

Прабхупада процитировал английскую поговорку.

— И между чашкой и губами таится множество опасностей. Вы собираетесь пить чай. Расстояние вот такое… — Прабхупада показал расстояние, поднося воображаемую чашку к губам. — Вот губы, вот чашка, совсем недалеко, но и здесь полно опасностей. Если во время питья у человека внезапно сожмется гортань, или он закашляется, он может мгновенно умереть. Вот каково наше положение.

Прогулка продолжалась, и Прабхупада указывал на раскинувшиеся вокруг пустые, необработанные земли как на очередной пример того, как современное технологически развитое общество разбазаривает добро.

— Мы можем произвести столько всего, если использовать эту землю — фрукты, цветы, овощи, зерно. Эта земля хорошо подходит для выращивания картофеля и арбузов. Но кто этим занимается? Арбуз — это такая замечательная вещь! И картошка тоже. Варишь картошку, заедаешь арбузом — это полноценная еда. Очень невинная, простая пища. А земля пустует.

Несколько позже Шрила Прабхупада подвел итог.

— Чайтанья Махапрабху сказал: шуньяитам джагат сарвам говинда-вирахена ме. Шуньяитам — это ноль. Все достижения современной цивилизации – ноль. Если вы добавите к нулю еще тысячу нулей, разве число при этом вырастет? Нет, оно так и останется нулем. Но если вы добавите единицу, число многократно увеличится. Сознание Кришны — это и есть единица. Оно может придать ценность всей современной цивилизации, сделать ее в сотни и тысячи раз ценнее.

* * *

Во время своего визита в Австралию в 1974 году Шрила Прабхупада упорно работал над переводом великого духовного эпоса — Чайтанья-чаритамриты Кришнадаса Кавираджи и комментариями к ней. Имея столько обязанностей, связанных с управлением, Прабхупада работал над Чайтанья-чаритамритой по