Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 203 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 203

Кришне, чтобы Он возродил твое былое сознание Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.

* * *

Амогхе не удавалось найти никого, с кем Шрила Прабхупада мог бы побеседовать. Когда, проведя в бесплодных поисках большую часть дня, Амогха вернулся домой, Прабхупада расхаживал взад и вперед по гостиной.

— Гирлянда замечательная, — сказал он Амогхе. — Кто-нибудь придет?

Амогха: Я понял его слова так: «Ты сделал для меня прекрасную гирлянду. Но привел ли ты кого-нибудь ко мне, чтобы я мог проповедовать?» Я должен был найти каких-нибудь разумных людей, чтобы Прабхупада мог побеседовать с ними, но это было нелегко. Я сказал, что хотел привести христианских священников, но Прабхупада возразил: «Они догматики. Лучше приведи философов». Я сел у двери, чувствуя себя совершенно беспомощным. Шрила Прабхупада испытывал острое желание проповедовать. Его переполняли духовные переживания, которых я не мог понять.

«Какой прок?» — сказал он. Он ходил по комнате, а я не знал, что ответить. «Какой прок приглашать людей?» — переспросил я. Я не знал, что он имеет в виду, но предполагал, что он думает: «Какой прок в том, чтобы приехать и сидеть вот так здесь, в Перте?» Я сказал: «Беда в том, что все они мошенники». «Да», — ответил Прабхупада и тихо рассмеялся. Я сказал, что майя, наверное, чрезвычайно могущественна, раз может удерживать человека так, как она это делает. Шрила Прабхупада ответил: «Это царство майи. Оказавшись в царство майи, чего еще мы можем ожидать?» Он помолчал немного, а потом добавил: «Ей это не трудно».

Страстное желание Прабхупады проповедовать, которое он проявлял в Перте, было для преданных большим уроком. В невежестве своем они полагали — судя по себе — что отдых означает для Шрилы Прабхупады ничегонеделанье. Но для него лучшим отдыхом была проповедь — это была его любимая работа, его обязанность и сама его жизнь.

Прабхупада часто цитировал своего духовного учителя, Шрилу Бхактисиддханту Сарсвати: «пран ачхе йар, се хетту прачар. Чтобы проповедовать, надо быть живым, мертвец проповедовать не может».

Разумеется, Шрила Прабхупада был удовлетворен сам в себе и метался сейчас по комнате не от беспокойства или скуки. Так выражалось его желание сделать как можно больше для Кришны. Авьяртха калатвам — преданный всегда озабочен тем, чтобы ни одно мгновение драгоценного времени не пропало зря.

Кроме того, Прабхупада жаждал проповедовать, чтобы подать пример своим ученикам, ведь именно им предстояло нести миссию, когда его уже не будет. Прабхупада был готов говорить о Кришне буквально с утра до ночи. Йоги иногда дают обет молчания, чтобы избежать бессмысленных разговоров, но Прабхупада утверждал, что тот, кто знает Кришну, готов говорить о Нем круглые сутки.

— Когда любишь Бога, — однажды сказал Прабхупада, — то хочется всем рассказать о Нем. И ты, само собой, пишешь книги одну за другой.

* * *

В Индии у Прабхупады почти не было аппетита. Однако в Перте аппетит вернулся к нему, и он смог, наконец, наладить свое питание. В конце дня Прабхупада попросил принести ему белую мускатную дыню. Чуть позже он поел жареной картошки с горячим молоком и закусил бурфи и сандешем. После вечернего массажа, уже готовясь ко сну, Прабхупада спросил Шрутакирти:

— Сколько времени нужно, чтобы прочитать один стих и комментарий из моей книги и понять их смысл?

— Думаю, около тридцати минут, — ответил Шрутакирти.

Прабхупада быстро посчитал в уме.

— Значит, четыреста стихов, по три часа чтения в день… Значит, чтобы изучить все книги, которые уже напечатаны, потребуется около восьми лет. А чтобы изучить все книги, когда они все будут напечатаны, потребуется двадцать лет.

Понедельник, 12 мая 1975 года

Хотя дом в Маримба-Кресчент не был в полном смысле этого слова храмом, преданные, жившие там вместе с Прабхупадой, постарались организовать там некое подобие утренней программы. Каждое утро в 4:30 они проводили скромную церемонию мангала-арати и пели как можно тише восемь молитв духовному учителю. Шрутакирти беспокоился, не мешает ли это Шриле Прабхупаде, который в это время занимался переводом в соседней комнате, и спросил его об этом. Шрила Прабхупада предложил им повторять в это время дажпу.

— Читать джапу и петь киртану — это одно и то же, — сказал Прабхупада. — Главное повторять Имя Кришны и помнить о Нем.

* * *

По дороге в Гайд-Парк Шрила Прабхупада говорил о Ведической космологии.

— Люди до луны не долетели, — сказал он.

Прабхупада привел точные данные о размерах вселенной.

— Ее диаметр — панчашат-коти йоджана. Одна йоджана равна восьми милям, а коти — это десять миллионов. А панчашата — это пятьдесят, умножить на десять миллионов и на восемь. Получается 4 000 000 000 миль39.

Беседа продолжалась в парке.

— Луна находится очень далеко, очень далеко. Их вывод ошибочен. Они попали вовсе не на ту планету, — сказал Прабхупада. — Они блефуют. Я снова и снова повторяю, что они не добрались до луны. Все это блеф.