Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 219 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 219

и предложил «пранам» собравшимся преданным. Автомобиль заурчал и двинулся в направлении Ботанического Сада.

С самого первого приезда Шрилы Прабхупады в Мельбурн в 1972 году Ботанический Сад стал для него несомненно самым любимым местом прогулок в этом городе. Шрила Прабхупада даже сказал однажды:

— Я видел много ботанических садов по всему миру, но не встречал такого красивого, как этот.

Пятьдесят гектаров, которые занимает этот парк, представляют собой превосходный образец английского садово-паркового искусства девятнадцатого века. Мельбурнский Ботанический Сад знаменит не только своей отменной коллекцией тропических растений и деревьев, но и умело созданным равновесием лужаек и зарослей, своими ручьями и плавно вьющимися тропинками, своими тщательно выверенными живыми изгородями и искусно украшенной деревьями линией горизонта. Создатель Ботанического Сада хотел сотворить «райский сад, который платит дань природе, покорно следуя ее предначертанию». Это вовсе не противоречило Ведической концепции.

«Совершенства человеческой цивилизации, — писал Шрила Прабхупада в одном их своих комментариев к Шримад-Бхагаватам42, — можно достичь только применяя дары природы по назначению… Человеческая энергия должна использоваться правильно — для развития тонких чувств ради духовного понимания, в котором скрыта разгадка всех задач жизни. Цветы и фрукты, прекрасные сады и парки, заросшие лотосами водоемы, в которых резвятся утки и лебеди — все это чрезвычайно важно для развития тонких тканей человеческого тела».

— Парки нужны для очищения ума, — говорил Прабхупада.

Прабхупада стремительно шагал по аллеям вместе со своими спутниками. В розовом шерстяном пальто ему было тепло и уютно. Извилистая тропинка вывела их на берег спокойного красивого озера, в котором играли и плескались черные утки и бархатистые дабчики — непременные обитатели городских парков и водоемов(Примечание редактора). По воде скользили черные лебеди, а за ними неотступно следовали их птенцы. Прабхупада приостановился, мимолетно созерцая очаровательную картину. Как всегда, они видел все с другой, высшей точки зрения.

— Лебедь черный и ворона черная, — сказал он. — Но вороны живут не там, где лебеди, хотя и те, и другие — птицы. Воронам нравятся грязные места, свалки. В Шримад-Бхагаватам сказано: «На яд вачаш читра-падам харер ясо, джагат-павитрам прагринита кархичит, тад ваясам тиртхам… Книги, в которых не говорится о Кришне — обиталище ворон». Литературой о сексе наслаждаются люди, подобные воронам, а люди-лебеди предпочитают Шримад-Бхагаватам.

Над горизонтом появились первые лучи солнца, осветив квадратную, кремового цвета башню Дома Правительства, выглядывавшую из-за деревьев. Разговор перешел на ведическую космологию. Парамахамса завел разговор о гигантских орлах, которые питаются слонами. Прабхупада остановился на лужайке, подходившей к самой воде. Из-под ног выпорхнула и спряталась маленькая птичка с желтым клювом.

— Да. Есть такие огромные птицы, они запросто поднимают слонов.

— Мы таких птиц не видели, — шутливо заспорил Мадхудвиша.

Прабхупада широко раскрыл глаза.

— А что вы вообще видели? Только маму да папу — вот и все. Вы вообще находитесь во чреве матери, вы еще даже не родились!

Последовал взрыв хохота. Прабхупада указал тростью на небо.

— Вы сейчас видите звезды? Почему вы их не видите? Звезды-то на месте…

Мадхудвиша предположил, что глаза не позволяют.

— Да, — согласился Прабхупада, — ваши глаза несовершенны. Почему же вы так гордитесь своими слепыми глазами? Хватит экспериментировать, пытаясь понять все это. Примите то, что сказано в Бхагавадгите. Все эксперименты уже проведены, все знание природы уже изложено там. Слушание из ведического источника — шрути-прамана — есть наилучший способ получения доказательств.

Утреннее солнце слабо пробивалось сквозь туман. Прабхупада с учениками забрели в ту часть парка, что усыпана опавшими листьями, и шли, проваливаясь по щиколотку в шуршащий покров. Прабхупада сказал, что в Индии люди используют такие сухие листья и побеги в качестве топлива, одновременно очищая от них землю.

Примечание редактора: dabchicks Неизвестные науке птицы. :) Словарь дает только «поганки». Но Курма поясняет, что это городские птицы, обитатели городских водоемов. Что-то вроде воробьев или голубей, но только водоплавающие.

— А здесь они не знают, что с этим делать, — добавил он.

Уходя из парка, Шрила Прабхупада обратил внимание на автомобили, припаркованные впритык друг к другу на дороге, огибающей парк. Прабхупада спросил, принадлежат ли они людям, приезжающим сюда на утренние прогулки.

— Нет-нет, Шрила Прабхупада, — ответил Мадхудвиша, — просто люди, работающие в городе, ставят здесь свои авто.

Он объяснил, что парковка в центре стоит очень дорого, и им выгоднее ставить машины здесь, а потом идти на работу пешком.

— Есть такая бенгальская поговорка, — сказал Прабхупада, — гариб манушча чхинга кхай хакта гело гауда джай. Гариб мануш, бедному человеку приходится ловить и есть саранчу. Но справить нужду, гауда джай, он едет на большой лошади. Так и эти работяги — им не по карману даже стоянка в центре, но они все же заводят себе большие машины.

* * *

Поскольку Шрила Прабхупада еще не видел храм при дневном свете, Мадхудвиша попросил Уграшраву на обратном пути подъезжать по улице Данкс медленно, чтобы он мог показать Прабхупаде основные детали.

Вскоре показалось изящное здание.

— Вот, Прабхупада. Видите надпись? — Мадхудвиша указывал на большие золотые буквы на стене из коричневого