Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 230 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 230

Утренний воздух был пронзительно холоден, но преданные хорошо оделись и им было тепло. Вдоль аллеи росли громадные смоковницы из Залива Мортона, корни их выпирали из-под земли. Преданные вошли в парк и пошли мимо съедобных пальм и высоких бамбуковых деревьев, которые поскрипывали и потрескивали на ветру. Где-то неподалеку высвистывал свою изысканную мелодию дрозд, порой трясогузка вспархивала и снова садилась на землю, непрерывно покачивая длинным белым хвостом. Беседа, сопровождавшая эту прогулку была такой же бодрящей, как и погода. Мадхудвиша попросил Шрилу Прабхупаду разъяснить одно утверждение, сделанное им на вчерашней вечерней лекции.

— Шрила Прабхупада, вы сказали, что если человек хочет стать врачом, он, разумеется, должен купить и прочитать все медицинские книги, но стать врачом лишь силой этого чтения он не сможет. Вы сказали, что ему необходимо изучить медицинскую науку под руководством квалифицированного наставника. А вот в отношении ваших книг: можно ли стать преданным просто читая их, без личного общения с Вами?

Прабхупада тут же указал на неправильное понимание:

— Я ведь не говорил, что вы должны обучаться лично у автора, что необходимо его личное присутствие. Речь идет о человеке который хорошо знает предмет, понимает цели и задачи автора, вот его и нужно слушать. Например, мы объясняем Бхагавадгиту как она есть, человек не обязан выслушивать ее непосредственно от Кришны, он может выслушать ее от того, кто понял Кришну. Это называется парампарой.

Позже, во время прогулки Мадхудвиша спросил к чему относится утверждение Пуран о существовании восьми миллионов четырехсот тысяч видов жизни — ко всей вселенной или только к этой планете.

— Нет, — ответил Прабхупада, — все здесь.

— На этой планете?

— Да.

Мадхудвиша засомневался.

— Ну, а полубоги, высшие человеческие формы — мы ведь не видим их здесь.

Прабхупада снова указал на ошибочность аргумента:

— А почему вы так надеетесь на свое зрение? Вот в чем ваша беда, вы, люди Запада. Предположим Нарада или какой-нибудь полубог придет сюда — вы его увидите? Прахлада созерцал Господа повсюду, а Хираньякашипу не мог Его видеть: «Где твой Бог?» Например, в детстве мы думали, что внутри граммофона сидит человек: «Как это тут музыка играет? Наверно внутри кто-то сидит и поет!» А я в детстве думал, что в электро-вентиляторе сидит дух и крутит лопасти.

Даясара, молодой человек, недавно получивший инициацию, взял на прогулку экземпляр Шримад-Бхагаватам, рассчитывая задать несколько особых вопросов. Когда группа приостановилась на лужайке, заросшей раскидистыми дубами, он получил такую возможность.

— Шрила Прабхупада, во второй песне Шримад-Бхагаватам сказано: «И полубоги, и демоны равно поклонялись Господу как преданные в Его личной обители». Не могли бы вы объяснить, как могут демоны поклонятся Богу?

Преданные тесно сгрудились вокруг Прабхупады. Прабхупада улыбнулся:

— Да, когда демоны попадают на Вайкунтху, они тоже становятся преданными. Например, вы сейчас стали вайшнавами. Сравните.

Шрила Прабхупада рассмеялся, а за ним и преданные.

— Люди тоже удивляются: «Как эти млеччхи и яваны могут стать вайшнавами?» Они смотрят во все глаза и не верят. Во Вриндаване они возмущаются: «Как эти европейцы могут поклонятся Божеству?» Но дело в том, что когда личность приобретает нужные качества, она уже больше не демон. Что говорить о демонах — во времена моей юности когда я был еще грихастхой, важные санньяси, ученики моего Гуру-махараджи, говорили: «Что делает здесь этот грихастха? Он ведь никогда не жил с нами в храме».

К концу этой бодрящей прогулки Мадхудвиша решил обсудить аргумент который сам недавно услышал:

— Некоторые говорят, что пение Харе Кришна материально, потому, что это звук исходящий изо рта. Можно ли провести научный эксперимент, чтобы доказать различие между нашим пением и звуком автомобильного сигнала?

Прабхупада ответил, что это не возможно. Поскольку в нашем «больном» состоянии любой звук будет казаться одним и тем же. Он привел пример человека больного желтухой, которому расагуллы кажутся горькими.

— Да что говорить о больном, — сказал Прабхупада, — даже если у человека просто нет аппетита, ему не понравится.

Духовная жизнь, говорил Прабхупада, это лечение материальной болезни, а потом, когда человек очистится, он сможет наслаждаться духовным вкусом.

Другой преданный спросил:

— Так как же, Шрила Прабхупада? Когда становишься совершенно чистым, тогда и звук автомобильного сигнала будешь воспринимать как трансцендентный?

Прабхупада остановился и показал на микрофон, который Шрутакирти держал перед ним.

— Да. Этот микрофон трансцендентен потому, что используется ради Кришны.

Он показал на раскидистый цветущий акант, сияющий ярко-зеленой листвой.

— Этот цветок, если вы используете его для чувственного наслаждения, материален. Этот же самый цветок, будучи предложен Кришне, становится духовным. Цветок один и тот же, но он используется по-разному и из-за этого является либо материальным либо духовным. Если этот парк отдать нам, мы немедленно превратим его в Вайкунтху. В противном случае он Вайкунтхой не станет. На самом деле никакого материального бытия нет. Все материальные элементы — суть энергии Кришны. Кришна говорит в Бхагавадгите: бхинна, «отделенная». Это означает, что когда вы отделяете Кришну от чего-то, оно становится материальным. Так вот, наше дело научить людей: «Все есть Кришна. Попытайтесь это понять».

На выходе из парка преданные увидели большое старое дерево с прикрепленной к