Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 229 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 229

выразил удивление, что в духовном мире они покрыты.

— Да не в духовном. Там это по желанию. Некоторые преданные хотят служить Кришне в качестве цветов, и они становятся там цветами. Если преданный желает этого: «О, цветком я буду лежать у лотосоподобных стоп Кришны», — он становится цветком, по собственной воле. И он может сменить форму — из цветка стать человеком, например. Ограничений нет. Если преданный хочет, он может служить Кришне в качестве коровы, теленка, цветка, куста, воды, почвы, поля, отца, матери, друга, возлюбленной — кого угодно. Йе ятха мам прападьянте тамс татхайва бхаджами ахам. Таково всемогущество Кришны.

* * *

После вечерней программы в Зале Парампары был пир. Одно из блюд — яблочный крамбль — сразу стало предметом дискуссии. Яблочный крамбль представляет собой следующее: слой тонко нарезанных яблок слегка присыпают корицей и изюмом, а сверху покрывают смесью овсяных хлопьев, коричневого сахара и топленого масла. Все это ставится в духовку и запекается до тех пор, пока яблоки не станут мягкими, а верхняя корочка — золотистой и хрустящей. Предметом придирчивого разбирательства стали овсяные хлопья. Некоторые преданные считали, что овес — это «лошадиная еда», зерно «низшего класса», что его нельзя предлагать Божеству или Шриле Прабхупаде. Мнения разошлись, но Двайпаяна продолжал регулярно готовить яблочный крамбль.

Сегодня вечером Двайпаяна отложил по порции каждого блюда для Шрилы Прабхупады. Шрутакирти спустился в кухню, взял прасад и отнес его наверх, прихватив горячее молоко. Немного погодя, Шрутакирти стремглав скатился по лестнице и влетел в кухню:

— Прабхупаде о-о-очень понравилась эта яблочная штука! Он сказал: «Принеси-ка мне еще этих яблочных хрустиков».

Так закончилась дискуссия об овсе и началась головокружительная карьера яблочного крамбля.

* * *

Несколько преданных были назначены охранять вход в комнату Шрилы Прабхупады. Для них важнее всего была возможность видеть Шрилу Прабхупаду и днем, и ночью, в те моменты, когда он переходил из комнаты в комнату.

В 10 или 11 вечера, после целого дня проповеди Шрила Прабхупада поднимался, надевал тапочки, в которых ходил только в своих комнатах, и направлялся в маленькую спальню, примыкавшую к гостиной, в которой стояли кровать, кресло-качалка и альмира — деревянная укладка-комодик. Там его ждали массаж и отдых. Около половины второго утра Прабхупада поднимался — сам, без будильника, — включал свет и шел в большую гостиную, где принимался за перевод и комментарии заключительных глав Песни Пятой Шримад-Бхагаватам. Когда Шрила Прабхупада выходил из дверей, охранники склонялись перед ним и повторяли пранама-мантру, а Шрила Прабхупада одобрительно кивал, и иногда улыбался, и тихо произносил: «Джая!» или «Харе Кришна».

Рама-дас: Однажды я стоял у двери Прабхупады и читал Чайтанья-чаритамриту. Шрила Прабхупада вышел в своих янтарного цвета пушистых мягких тапочках и остановился около меня. «Что ты читаешь?» — спросил он. Я показал ему книгу и ответил: «Чайтанья-чаритамриту, Прабхупада». Он сказал: «А! Неси ее сюда».

Я подошел поближе. «Покажи-ка», — сказал он. Я раскрыл книгу и, держа ее в руке, поднес к нему. Прабхупада подставил свою ладонь под мою руку. Нежно прикасаясь к моей руке, он несколько секунд читал. Потом повернулся ко мне и сказал с особым выражением, простодушно: «Это великолепные книги. Ты должен читать их постоянно».

Иногда преданных охраны поражало внезапное сознание того, какой подвиг творит Шрила Прабхупада на их глазах. В свои восемьдесят лет Прабхупада очень много писал, путешествовал по всему миру, заботился о нуждах тысяч учеников, работал целыми днями, и так мало отдыхал по ночам. Молодые его ученики, наверное, только начинали понимать, какие огромные усилия прилагал Прабхупада ради исполнения желания предшествующих ачарий — установить сознание Кришны на прочном основании книг. В одном можно было не сомневаться: поскольку Шрила Прабхупада был безраздельно предан этому делу, Кришна непосредственно помогал ему.

Среда, 21 мая 1975 года

Каждое утро преданные шли к 4:30 в храм на мангала-арати. Иногда по дороге они заглядывали в комнату Прабхупады, чтобы увидеть его силуэт за голубым занавесом — как он сидит за столом и переводит или стоит у двери на веранду.

Гаура-мандала-бхуми: Преданный-ведущий запел Гурваштаку — восемь молитв духовному учителю — не на традиционную мелодию. Я почувствовал себя не в своей тарелке, потому что знал, что Шрила Прабхупада любит, чтобы во время мангала-арати мы пели «утреннюю мелодию». Вдруг в храм вошел Шрутакирти и остановил киртану. Он подошел к ведущему и сказал ему что-то на ухо, после чего ведущий запел правильный мотив. Позже мы узнали, что Прабхупада услышал пение из своей комнаты и послал слугу вниз, чтобы поправить преданного.

Просидев над переводом несколько часов, Шрила Прабхупада выключил настольную лампу и поднялся из-за стола. Теперь комната освещалась только едва заметным свечением, исходившим от ночника в форме глобуса, который стоял по правую руку от рабочего места Прабхупады. Теперь Прабхупада тихо читал джапу, прохаживаясь по комнате или сидя в белом кресле-качалке в своей спальне. Освежившись, он продолжал читать джапу, пока не пришло время идти на утреннюю прогулку.

* * *

Шрила Прабхупада с учениками подъехали к ограде Ботанического Сада и вышли из автомобилей.