Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 233 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 233

Бхактисидханта, он будет считать свою проповедническую миссию успешной. Этот единственный человек, в совершенстве понявший сознание Кришны мог потом принести неоценимое благо остальным.

* * *

Перед массажем Шрила Прабхупада милостиво согласился спустится в храм, чтобы сфотографироваться со всеми преданными. По обе стороны вьясасаны Шрилы Прабхупады установили специальные стеллажи, покрыли их пурпурным бархатом и расставили на них книги. Прабхупада сидел на большой подушке, обтянутой розовым шелком, и тихо повторял джапу, слегка потряхивая четки в мешочке. На нем был песочного цвета свитер и гирлянда из ароматных гвоздик. Выглядел он величественно. Фотограф быстро расставил шестьдесят пять преданных по местам. Мадхудвиша Свами и Парамахамса Свами, оба с посохами санньяси, встали справа и слева от Прабхупады. Остальные преданные расположились по обе стороны от вьясасаны: одни стояли рядами у стены, другие сидели перед ними на полу, а в самом первом ряду расположились сидящие женщины. Фотограф сделал несколько снимков, и Прабхупада, по прежнему серьезный и величественный, встал и вернулся в свою комнату.

* * *

Темой вечерней лекции по Шримад-Бхагаватам были правритти-марга и нивритти-марга — путь совершенствования чувственного удовлетворения и путь прогресса в самосознании. Шрила Прабхупада подробно объяснил некоторые темы, обсуждавшиеся на встрече с м-ром Муром.

— Есть два пути. Материальная жизнь и духовная жизнь. Материальная жизнь предполагает возможно большее чувственное удовлетворение, центром которого является секс. Есть разные уровни чувственного удовлетворения, но смысл их один и тот же. И кошки-собаки, и люди заняты одним и тем же. Кошки и собаки едят, в соответствии со своим вкусом, люди тоже едят то, что им нравится. Стандарт у них разный, но вкус один и тот же.

Прабхупада привел ясный пример: человек может думать, что еда из золотой кастрюли будет вкуснее, чем из обычной железной, но на самом деле разница во вкусе невелика. Прабхупада расширил свой пример. Если даже человек отправится на высшие планеты и будет есть там из брильянтовой посуды, вкус существенно не изменится. Если даже кто-то живет сказочно долго, все равно ему придется умереть. Поэтому, объяснял Прабхупада, праврити-марга, так называемый прогресс, основанный на удовлетворении чувств, не является истинным прогрессом. Он ведет лишь к повторению рождения и смерти.

Альтернативой ему является ниврити-марга, продвижение к духовной цели.

— Как происходит продвижение к цели на ниврити-марге. Об этом сказано: махат-севам дварам ахур вимуктих. Нужно общаться с преданными.

Благодаря такому общению с махатмой, великой душой, можно прийти к пониманию своего вечного положения слуги Бога и своих вечных взаимоотношений с Ним. Служение естественно, но без общения со святыми человека ждет разочарование, ибо он тогда будет служить мирскому: своим чувствам, своей собаке, своей семье, обществу или нации.

В качестве современных примеров такого неправильно совершаемого и чреватого разочарованием служения Прабхупада привел жизнь Ганди, Гитлера и Наполеона. В завершение лекции Прабхупада осветил спорный вопрос о том, дожжен ли преданный жить в храме или за его пределами.

— Иногда некоторые говорят: «А почему нельзя жить вне храма?» Это немного труднее потому, что в храме вы получаете хорошее общение. Каждый здесь стремится избавится от оков этой материальной жизни. В храме есть определенное вдохновение. Мы стараемся сделать этот храм как можно более просторным и удобным, чтобы люди могли приходить и жить здесь и учится искусству жизни. Но если вы живете за пределами храма — это риск, потому что — сангат санджаяте камах — если вы живете в определенном обществе, обществе пьяниц, то вы и сами постепенно научитесь пить. Но если вы живете в обществе преданных, вы забудете алкоголь. Вы станете преданным. Поэтому мы открываем эти центры, давая шанс каждому, без разбора.

Оживленный обмен вопросами и ответами продолжался. Молодая женщина недоумевала: зачем нужно прилагать усилия для достижения Бога? Если каждый в конце концов вернется к Богу, тогда почему не предоставить вещи их естественному течению?

— Хорошее предложение, — усмехнулся Прабхупада, — но пока это произойдет, вы зачахнете.

Прабхупада сказал, что такой образ мышления можно сравнить с попыткой забраться пешком на верхний этаж небоскреба — только затем, чтобы узнать что сегодня там выходной. Что делать? Воспользоваться лифтом, более быстрым средством передвижения.

Харша, молодой преданный Шрилы Прабхупады, принявший посвящение два года назад, жил за пределами храма. На лекции присутствовало и множество других преданных, которые тоже жили дома. Тихим голосом Харша спросил:

— Шрила Прабхупада, а как человек общается с преданными?

Некоторым вопрос Харши показался провокационным. Возможно, Харша надеялся, что Шрила Прабхупада даст ответ, оправдывающий его склонность держаться подальше от храма. В полной тишине Мадхудвиша повторил вопрос.

— Как человек общается с преданными?

Прабхупада посмотрел на Харшу с легким недоверием.

— Как, ты не знаешь? Ты можешь прийти и поселиться с преданными. Что здесь трудного? — Шрила Прабхупада посмотрел Харше прямо в глаза. — Ты можешь жить здесь, можешь есть прасад, и с тебя не потребуют никакой платы. — Прабхупада помолчал. — И все-таки ты спрашиваешь? Вот в чем дело. Адау шрадха, тато садху сангах. Тебе надо общаться с преданными, тогда ты поймешь.

Ответ Прабхупады был совершенно ясен, хотя, возможно, это было совсем не то, что надеялся услышать