Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 235 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 235

чему предстояло стать впоследствии Пляжем Изумрудного Холма, единственная высота над гладью океана.

Судья назвал свое имение «Дом Монтальто», но местные жители звали его «Блажь Муатта». Они считали, что, поскольку дом построен на песке, он не простоит долго. Однако судья довольно долго жил в нем посреди своих обширных владений, включавших в себя и просторные конюшни. Величественное здание из песчаника не только не утонуло в дюнах, но, напротив, пережило своего владельца и его семью. После смерти судьи особняк стал собственностью Джемса Элстона, известного фабриканта оригинальных оросительных сооружений, приводимых в движение ветром.

На рубеже веков проложенная по пляжу новая дорога под названием Променад Биконсфилда лишила особняк его господствующего положения на пляже. В должный срок по обе стороны от него были выстроены новые дома, фронтоны которых образовали то, что ныне называется улицей Данкс. Вдова Элстона завещала оба здания католической церкви, которая превратила их в «Школу для мальчиков во имя Пресвятой Богородицы-на-горе-Кармель». Классы разместились во вновь отстроенном кирпичном здании, а «Дом Монтальто» стал жилищем католических монахов, преподававших в школе. Теперь это здание, десятилетиями полнившееся мальчиками, изучавшими в нем основы естественных наук, математики и английского языка, стало храмом Радхи и Кришны.

«Дом Прабхупады» был превосходным образчиком итальянизированной викторианской архитектуры. Этот экстравагантный стиль приобрел большую популярность, особенно во время земельного бума в Австралии в 70-х годах девятнадцатого века, как символ буржуазного процветания джентри — нетитулованного мелкопоместного дворянства. В этом здании сочетались лучшие черты стиля: ясные очертания выступающего фасада с тройными арками, крыша и фронтоны, украшенные карнизами, веранда второго этажа с нарядной балюстрадой, поддерживаемой высокими круглыми колоннами с коринфскими капителями. Внутри высоченные потолки украшены искусно вылепленными розетками и карнизами.

Мадхудвиша Свами рассказал Шриле Прабхупаде, что «Дом Прабхупады» имеет историческую ценность, благодаря своей великолепной архитектуре, и охраняется Национальным Фондом Австралии, который несколько лет назад внес его в Реестр исторических зданий. Преданные полностью восстановили первоначальную архитектуру здания, как внутри, так и снаружи. Если не считать некоторых добавлений — тилаки на лицах женских головок в стиле Возрожения, украшающих фронтон, золотой чакры на крыше и нового названия «Дом Прабхупады» на фризе — здание засияло изначальной своей красотой.

* * *

Все преданные, приехавшие из Новой Зеландии, ходили с Прабхупадой на утренние прогулки. Один преданный снова поднял вопрос относительно все еще имеющегося недопонимания формальной стороны духовной жизни. Вчера вечером, когда один из слушателей предположил, что достаточно принять гуру в сердце, и нет необходимости совершать какие-то физические действия, связанные с обрядом посвящения, Шрила Прабхупада уже высказался против такой нерешительности. И вот — снова непонимание. Преданный спросил:

— Необходимо ли посвящение? Можно ли вернуться в духовный мир без него?

— Нет, это невозможно, — сурово и недвусмысленно ответил Прабхупада. — Поэтому Рупа Госвами говорит: адау гурвашрайям — перво-наперво надо принять духовного учителя. Кто обучит человека? Он глупец и негодяй. Поэтому ему нужно пройти обучение у представителя Кришны.

Позже, уже возвращаясь в храм, Шрила Прабхупада сухо произнес:

— Они думают, что Кришна в сердце, и поэтому они могут получить посвящение через сердце. Но где искать Кришну в сердце — они не знают.

* * *

Сентиментальные и туманные идеи относительно правил и предписаний, гуляющие в головах некоторых учеников Шрилы Прабхупады, продолжали раскалывать Австралазийскую зону. Эти идеи, в совокупности с разногласиями по поводу того, жить или не жить в храмах, были предметом постоянной озабоченности Шрилы Прабхупады. Его позиция по этому вопросу, особенно для тех, кто слушал его внимательно, оставалась совершенно непоколебимой и ясной.

Шрила Прабхупада придавал большое значение жизни в храме. Это было ясно и по тому, как он отвечал на вопросы в конце вечерней лекции в среду. Прабхупада объяснил, что жизнь в храме естественным образом ставит преданного в определенные рамки и, главное, дает ему возможность поклоняться Божествам, а это один из пяти важнейших видов преданного служения. Такая жизнь, объяснял Прабхупада, вкупе с общением с другими такими же искателями духовности, усиливает духовное рвение человека, его решимость. Прабхупада, разумеется, не ограничивал преданного служения только жизнью в храме. В прошлом году на Гавайях Шрила Прабхупада столкнулся с очень похожим положением. Тогда он говорил:

— Вовсе не обязательно каждому человеку жить в храме. Если кто-то не согласен со своими духовными братьями или друзьями, он может жить отдельно.

Большинство преданных «из-за ограды» — на Гавайях, в Мельбурне или в Окленде — вели простую жизнь и занимались практикой преданного служения дома.

Однако Прабхупада ставил условие: «в ограде» или «за оградой» — нужно строго следовать правилам и предписаниям, а ведь «в ограде» соблюдать все заповеди несомненно намного легче. Прабхупада приводил такую аналогию. Фондовая биржа. Если вы хотите купить — там тут же находится продавец. Если вы хотите продать, там тут же находится покупатель. Подобным образом, и преданные живут вместе «на бирже обмена преданным служением». И тогда, по словам Прабхупады:

— Ты можешь помогать мне, я могу помогать тебе. Так что наш бизнес идет превосходно.

Но если человек живет за триста миль от биржи, у него нет таких богатых возможностей для бизнеса.

Во время